Исправлена ошибка пятилетней давности. Новый закон о малых предприятиях при вузах не противоречит Гражданскому кодексу

3 Августа 2009
Совет Федерации России на днях одобрил, а Президент России Д.А. Медведев подписал закон о создании малых инновационных предприятий при вузах и научных учреждениях. Отныне им предоставляется право создавать предприятия для практического применения своих разработок.
Закон разрешает также вносить в уставный капитал этих фирм не деньги, зачастую получаемые из бюджета, а свою интеллектуальную собственность. При этом права на результаты интеллектуальной собственности останутся у вузов и НИИ.
Мы попросили прокомментировать эту новость директора Республиканского НИИ интеллектуальной собственности В.Н.Лопатина.
- По большому счёту, - отметил он, - принятие этого закона означает возвращение к прошлому опыту. Вполне положительному. В конце прошлого столетия, когда только начался разговор об инновационной экономике и инновационном развитии, Россия начала искать свои пути решения этих вопросов. Во многом – методом проб и ошибок, но, тем не менее, делались шаги в правильном направлении. В частности, было принято решение создать единый орган власти с функциями координации – Министерство промышленности, науки и технологии. Что естественно: промышленность запрашивала технологии, наука предоставляла их, и всё было завязано в единой организационной структуре.
Тогда же в вузах и научных центрах стали создавать эти самые инновационные структуры. Это, в основном, были малые предприятия, которые помогали учёным и вузам реализовать их разработки, доводить их до уровня промышленного применения - с последующей реализаций на коммерческой основе.
Однако затем была проведена административная реформа, в ходе которой на месте Минпромнауки возникло Министерство образования и науки. Одним из первых решений этого органа стала инициатива о лишении государственных научных и вузовских структур права создавать инновационные организации и предприятия. И, естественно, распоряжаться полученными от инновационной деятельности средствами.
Если ранее любому высшему учебному заведению принадлежало право собственности на, в частности, продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом деятельности высшего учебного заведения, а также на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности, то внесённые в Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ поправки и изменения их этого права лишили. Согласно этим новациям, лишь «негосударственные высшие учебные заведения могут быть собственниками имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Аналогичные ограничения были введены в 2004 году и в бюджетное законодательство.
Несмотря на очевидную ошибочность решения, оно сохранялось пять лет. И вот только теперь ситуация исправлена.
Но цена этой ошибки огромная. Как отмечалось в итоговом документе парламентских слушаний в Совете Федерации «Приоритеты поддержки отечественной науки и механизмы стимулирования инновационной деятельности», произошло сокращение числа инновационных наукоёмких предприятий, которые были в нашей стране, в два раза!
Кому это выгодно? Только Западу. Который не заинтересован в том, чтобы Россия выходила на международный рынок со своими технологиями. Он заинтересован в том, чтобы мы выходили на рынок со своей информацией. А её можно покупать по цене бумаги, на которой она записана. Иными словами, наши идеи, знания, открытия уходили (да и уходят) практически бесплатно. По сути, это была политика сохранения статуса России как сырьевой державы, ибо экспорт сырых знаний – это хуже для нас, чем экспорт сырой нефти. Получив в наследство от Советского Союза 18 из 54 макротехнологий, определяющих мировой прогресс, мы половину растеряли за эти годы. Мы уже проиграли пятую технологическую революцию, связанную с информатизацией. Нашими программами питается весь мир, но мы их же и покупаем у иностранцев, за которыми закреплены права на них. У нас есть министерство, агентства, ведомства по информатизации, мы осваиваем триллионы рублей на эти цели, но мы покупатели!
А сегодня мир вообще стоит на грани абсолютно нового качества жизни, качества мирового прогресса. Шестая технологическая революция, связанная с нано- и биотехнологиями – это новое качестве жизни мира, человеческой цивилизации, планеты Земля. И кому мы будем нужны через несколько лет со своими нефтью и газом, но без собственных современных технологий? Когда к тому же идут активные и успешные поиски альтернативных источников энергии?
Сегодня у нас есть уникальная возможность ещё догнать уходящий в будущее поезд. Но надо спешить. Потому что новое международное разделение труда в этой сфере состоится уже к 2015 году. У нас осталось всего пять лет. Поэтому, если мы не хотим быть только покупателями в новом столетии, в шестом технологическом укладе мира, если не хотим остаться сырьевой державой, но уже на всё оставшееся время, нам и нужно развивать малое инновационное предпринимательство, тесно связанное с наукой, как академической, так и вузовской.
В этой связи можно лишь высоко оценить принятый, одобренный и теперь подписанный закон.
Однако сразу же обнаружилась одна трудность. Счётная Палата РФ и ряд вузов на местах высказали серьезные сомнения в возможности эффективного применения нового закона. Они указывают на то, что в части внесения в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ денежных средств, оборудования и иного имущества, находящегося в оперативном управлении высших учебных заведений и научных учреждений в законе действует отсылочная норма на порядок, установленный Гражданским кодексом РФ. А он не предусматривает такого права! Таким образом, по их мнению, налицо правовая коллизия. В которой приоритет имеют нормы ГК РФ. Поэтому для её разрешения и успешного применения нового закона необходимы также соответствующие поправки в статьи 66, 120, 296 и 298 ГК РФ.
По заключению же РНИИИС, новый закон не противоречит нормам части первой ГК РФ, поскольку устанавливает исключение из общего правила ст. 66 ГК РФ. А именно: что образовательные и научные учреждения имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением Минобрнауки России, быть учредителями хозяйственных обществ. При этом согласно норме ст. 120 ГК РФ права учреждения на имущество, закреплённое за ним собственником, а также на имущество, приобретённое учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ. Нормы данной статьи в свою очередь определяют, что казённое предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом. Указанные пределы владения, пользования и распоряжения этим имуществом как раз и установлены новым инновационным законом.
В любом случае принятие его – большой шаг в правильном направлении. Это будет стимулировать участников рынка интеллектуальной собственности к запуску инновационных технологий в реальное производство.
И наш институт им в этом поможет. Ибо основная миссия РНИИИС как раз и заключается в том, чтобы помочь создать опорные точки будущего рынка интеллектуальной собственности. И написать такие правила, чтобы он был цивилизованным. И тогда можно рассчитывать, что стратегия перехода от экспорта мозгов к экспорту технологий обретёт, наконец, необходимую системность и скорость.
Пресс-служба РНИИИС
РНИИИС