Интеллектуальная собственность и инновационные процессы в современной России: обсуждение в РАН

20 Мая 2009
«Интеллектуальная собственность и инновационные процессы в современной России: правовые аспекты» - с докладом на такую тему выступил на заседании Президиума Российской академии наук 19 мая в Москве член-корреспондент РАН А.Г.Лисицын-Светланов.
Несмотря на ряд мер, что предпринимаются для развития инновационных процессов в России, констатировал А.Г.Лисицын-Светланов, должного результата пока нет. Такова оценка и экспертов, и Президента РФ. Одна из проблем в том, что инновационное развитие неразрывно связано с привлечением серьёзных инвестиций, а отечественные инвестиционные возможности достаточно ограничены. Привлечению же иностранных инвестиций мешают правовые проблемы.
Однако действующее российское законодательство, касающееся охраны результатов интеллектуальной деятельности, правового регулирования их коммерческого оборота, гарантий прав иностранных инвесторов, разработано достаточно детально, отметил докладчик. И оно вполне может служить правовой основой для инновационных проектов с участием иностранных инвесторов. Так что правовые проблемы обусловлены не пробелами в российском законодательстве, а сохранением в нём специальных правил и институтов, касающихся роли и места государства в хозяйственных отношениях, а также содержания института государственной собственности и статуса государственных научных учреждений как участников инновационных проектов. Именно эти специальные правила создают серьёзные правовые риски для инвесторов. И если для отечественных промышленников они относительно привычны, то для иностранных инвесторов они часто неприемлемы. Эта ситуация достаточно очевидно проявилась в инновационной сфере, однако она имеет универсальный характер и должна быть учтена в ходе работы над поправками к ГК РФ, подчеркнул А.Г.Лисицын-Светланов.
Выступив при обсуждении доклада, академик А.А.Дынкин отметил, что уже в ближайшее время предстоит перезагрузка и выбор стратегии развития инновационной деятельности. Венчурное финансирование и внедренческие зоны есть, но это «арена для своих». Создана межведомственная комиссия, которая будет заниматься перезагрузкой. В правовом аспекте очень много нестыковок и несоответствий. Но можно воспользоваться правовым обеспечением ВТО - одним из самых лучших. Для этого надо присоединяться к Всемирной торговой организации.
При этом в правовой сфере картина в России лучше, чем в экономической, заявил в своём выступлении при дальнейшем обсуждении доклада академик В.В.Макаров. Экономика всегда стимулируется спросом. Во всём мире спрос определяют большие корпорации, у нас – государственные корпорации. Но последние в условиях действующего законодательства не склонны создавать конструкторские бюро, которые будут претворять полученные знания в продукты. Необходимо также изменение налоговой системы.
Академик В.Е.Фортов обратился к зарубежному опыту: страны – лидеры в создании интеллектуальной собственности принимали нетривиальные решения. Общего решения нет. Каждая страна идёт своим путём. Азиатские «тигры» приняли закон, по которому 30% прибыли идёт на создание интеллектуальной собственности. Подробные законы приняты в Австралии, Германии, Франции. Во Франции 35% подоходного налога было пущено на развитие науки, атомной промышленности и т.д. Нашему же наукоёмкому бизнесу трудно удержаться, потому что законодательство просто противоречит интересам создания инновационных ресурсов. Надо принимать жёсткие и срочные меры. РАН должна подготовить конкретный список мероприятий, которые позволят нам сделать рывок. Есть ещё инновационные теории управления, которые у нас находятся на самом низком уровне. Надо заниматься и этим.
В обсуждении доклада принял участие также директор РНИИИС В.Н.Лопатин. Он, в частности, отметил:
Рынок интеллектуальной собственности в инновационной экономике выполняет 3 функции. Он является инструментом создания добавочной стоимости, формирования и капитализации нематериальных активов предприятий и организаций, а также инвестиционным ресурсом. В настоящее время эти функции не задействованы. И вообще у нас пока нет цивилизованного рынка интеллектуальной собственности. Государство основной инвестор, поэтому основной регулятор отношений в этой сфере – госконтракт. Но в 60% случаев в нём отсутствуют нормы о закреплении прав на интеллектуальную собственность. В России, где патентуется только до 10% всех разработок, остальное в большинстве своём в научно-технической сфере может и должно быть отнесено к ноу-хау. По итогам проверок Роспатента и Счетной Палаты РФ ноу-хау отсутствует, а вместо этого продукта интеллектуальной деятельности есть просто научно-техническая документация, с которой неизвестно что делать. Ведь в соответствии со ст.128 ГК РФ эту документацию нельзя продавать - информация выведена из объектов гражданского оборота, тогда как в мире её можно продавать. Нужно восстановить эту норму, наряду с изменениями в главах 75 и 77 ГК РФ.
В целом же можно констатировать, что по охране прав у нас передовое законодательство, а по передаче прав – нет. У нас есть отдельные элементы инвестиционной инфраструктуры, но они не взаимодействуют между собой. Между тем, в РНИИИС отработана технология, в том числе для научных институтов, по закреплению прав на документацию как результат НИОКР и коммерциализацию прав на неё. Но таких конкретных разработок мало, нужны стратегические решения. В этой связи необходимо разработать и принять соответствующие законы, в том числе «О нематериальных активах», «Об инновационной деятельности», «Об обороте прав на технологии двойного назначения», «О венчурном инвестировании».
Нужно также отменить поправки в законы о науке и образовании, которые запрещали с 2004 г. создание в институтах и вузах инновационных структур.
В целях сохранения госкорпораций как станового хребта будущего российской экономики директор РНИИИС выдвинул предложение о внесении поправок в ст.7.1. Закона «О некоммерческих организациях» и ст.214 ГК РФ. Он предложил также включить в их состав организации, которые позволят управлять интеллектуальной собственностью госкорпорации.
Завершил обсуждение доклада Президент РАН академик Ю.С.Осипов. Он отметил, что это государственная проблема, которая до сих пор не решается. И роль Академии наук в её решении должна быть опережающей: работать на инициативу. Для чего он предложил для продолжения данной работы объединить усилия Комиссии РАН во главе с вице-президентом РАН академиком Алдошиным С.М., Института государства и права РАН и РНИИИС (где Наблюдательный и Учёный Совет также возглавляет академик С.М.Алдошин).
Пресс-служба РНИИИС
РНИИИС