Прошедший Международный форум - вклад в дело перехода к инновационной экономике

6 Мая 2009
Как важный шаг в приближении к подлинно инновационной экономике оценили итоги Международного форума «Антикризисное развитие через рынок интеллектуальной собственности» участники круглого стола, прошедшего в ИТАР-ТАСС.
В беседе с журналистами на тему «Проблемы интеллектуальной собственности и инновационная система в России» приняли участие директор Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности Владимир Лопатин, руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Борис Симонов, председатель комитета Государственной Думы России по экономической политике и предпринимательству Евгений Фёдоров.
Этот шаг, однако, отмечали выступавшие перед представителями десятка ведущих национальных средств массовой информации специалисты, сделан в непростых условиях. Словно по болоту. По топи из несовершенных законов, ведомственной инертности, чиновничьего правового нигилизма. Рынка интеллектуальной собственности в России так практически и не существует. И это при том, что только на научные исследования только федеральный бюджет ежегодно тратит до 250 миллиардов рублей, а в институты развития (инфраструктуру) у нас вложено еще более одного триллиона! Но эти средства не имеют должной отдачи, заметил приведший эти данные Евгений Фёдоров. Показатели продаж практически нулевые, в особенности по линии государства. И здесь, заявил председатель думского комитета, стоит проблема системного характера, а не низкого качества российской науки.
С последним-то как раз всё в порядке. Вот только продвигает наша наука не российскую, а иностранные экономики. Вот какие расчёты привёл Е.Фёдоров:
«В России происходит массовое производство знаний, но реально они в российские рынки не оборачиваются, и их капитализация производится на иностранных инновационных рынках - в первую очередь, в США. Наши производители инноваций продают их за гранты. Расчеты нашего комитета показывают, что расходы иностранных экономик на гранты в РФ составляют около 100 млн. долларов. Далее в странах с развитой инновационной экономикой эти результаты материализуются в технологии и оформляются права на них. Если грант - это 10 тыс. долларов, то средний патент в Европе стоит уже около миллиона долларов, а право на конкурентоспособную технологию - порядка 100 млн. долларов.
Далее эта технология продается российским компаниям в виде высокотехнологичного оборудования и прав на технологию. Отсюда цифры: 100 млн. долларов - затраты на гранты и 100 млрд. долларов - доходы США и Европы от использования российских идей. И это не считая нескольких сотен тысяч российских ученых, работающих за рубежом.
На высшем уровне власти эту проблему прекрасно видят. Как отметил в своём приветствии Международному форуму Президент России Д.А.Медведев, инновационная экономика - это, прежде всего, рынок интеллектуальной собственности. По расчётам специалистов, запуск рынка интеллектуальной собственности в России сразу даст до 7 процентов прибавки к ВВП. К примеру, США продажей прав на технологии обеспечивают себе 17 процентов экспорта (175 млрд. долларов)! А в нашей стране эти права не находятся реально в экономическом обороте. И требуются большие усилия, чтобы этот рынок наладить и добиться отдачи.
О том, что же делать в таких условиях, как добиться выполнения плана знаменитой стратегии «2020», согласно которому к 2020 году мы должны иметь доход от интеллектуальной собственности больше, чем от нефти и газа, говорил директор Республиканского НИИ интеллектуальной собственности Владимир Лопатин.
Состоявшийся в Москве форум, отметил он, был своего рода репетицией диалога по поиску ответов на вопросы, как перейти к рынку интеллектуальной собственности. Самая главная проблема связана с правовыми условиями. Часть 4 Гражданского Кодекса РФ, которая вступила в силу с 1 января 2008, не решает этих вопросов, а только создает основу для охраны и закрепления прав на объекты интеллектуальной собственности. Нужно в кратчайшие сроки принять пакет законов по запуску приводных ремней рынка интеллектуальной собственности. И прежде всего - закон о нематериальных активах. Ибо пока его нет, действует только инструкция Минфина, то есть вопрос этот, по сути, отдан на ведомственное усмотрение чиновников. Далее нужно принять законы об инновационной инфраструктуре и инновационной деятельности.
Нужен также закон о венчурном инвестировании. Российская венчурная компания в 2007 году получила 15 млрд. рублей, в 2008-м - 30 млрд. рублей, но эти деньги даже не освоены. По итогам проверки Генпрокуратурой выявлены гигантские нарушения. Основные средства уходили в зарплату работников, которые сидели в этих компаниях. В венчурных фондах собраны деньги немалые - от сотен миллионов до нескольких миллиардов в каждом регионе России. Но нередко эти активы вместо инвестирования инноваций кладутся в банки на депозиты под проценты ниже среднебанковских ставок, а разница делится между «интересантами». В то же время изобретатель не может получить соответствующих средств для того, чтобы довести свою идею до технологии, пройти опытную стадию и применить её дальше как инновацию.
Необходимо сложить эти звенья в единое целое, отдавая развитие рынка интеллектуальной собственности не на откуп и усмотрение чиновников, а требованиям и нормам закона, которыми должны руководствоваться абсолютно все.
Четвёртый блок вопросов законодательного регулирования связан с восстановлением тех положительных моментов, которые были в нашем законодательстве ранее. Результаты достижений в научно-технической сфере закрепляются у нас как интеллектуальная собственность через патентование только в 10 процентах случаев. По идее, остальные 90 процентов должны закрепляться как ноу-хау, однако, по данным проверок Роспатента и Счетной палаты РФ, ноу-хау у нас практически отсутствуют. Наряду с преодолением правового нигилизма здесь нужны и поправки в ГК РФ, начиная со ст.128 (восстановить информацию в составе объектов гражданских прав), заканчивая главами 75 и 77 о секретах производства и единой технологии.
Необходимый законодательный блок - это огромный пласт работы. Такие законы нужны и по направлению просто собственности, поскольку эти две отрасли законодательства тесно связаны и должны дополнять друг друга.
Цифры, воочию показывающие необходимость скорейшего принятия предложенных мер, привёл глава Роспатента Борис Симонов. Ежегодно по объектам промышленной собственности мы выдаем 50-55 тысяч патентов с фиксацией исключительных прав у правообладателей, заявил он. Однако диффузия этих патентов в промышленности составляет менее 2 процентов. Но пока наша экономика и индустрия не будет «всасывать» патенты и ноу-хау как пылесос, высокой добавленной стоимости по товарам и услугам интеллектуальной собственности, которая производится на территории РФ, мы не увидим. Предложение есть, а спроса нет. Это зависит от структуры нашей экономики, которая по-прежнему ориентирована на сбыт сырьевых ресурсов, а не на переработку и поставки наукоёмкого продукта. И главным фактором здесь является отсутствие мотивации у нарождающегося инновационного предпринимательства. Государство должно снизить риски инновационного предпринимательства и хотя бы на стартовой стадии создать возможность для занятия этим бизнесом. Нужно, чтобы ученые могли покрывать затраты своего умственного труда и, образно говоря, сжигать свои патенты в топке технологической экономики. Пока же вместо этого там сжигаются только сырьевые ресурсы.
Тем не менее положительная динамика видна. 3 - 4 года назад вся капитализация в нематериальной инновационной сфере составляла всего 3 - 4 млрд рублей. Два года назад этот показатель вырос до 18 - 20 млрд рублей, а сегодня - порядка 70 млрд рублей. Но, впрочем, и с такими показателями претендовать на звание наукоёмкой экономики нельзя.
Вообще, добавил В.Лопатин, во всех инновационных экономиках зарубежных стран рынок интеллектуальной собственности выполняет 3 функции. Во-первых, это средство капитализации нематериальных активов предприятий, во-вторых - это механизм создания добавочной стоимости, потому что интеллектуальную собственность можно продавать неограниченное количество раз неограниченному числу участников, в отличие от материального товара. В-третьих - это инвестиционный ресурс, под который дают соответствующее обеспечение все, начиная от государства и заканчивая банковскими структурами.
Директор РНИИИС отметил, что этот уникальный институт уже разработал по запросу «Единой России» пакет предложений из 12 законопроектов, которые направлены как раз на формирование правовой основы для движения вперед в этой сфере. Дело осталось за их принятием в виде законов, с помощью которых и можно будет преодолеть это вязкое «болото» нынешнего состояния рынка интеллектуальной собственности.
В этом преодолении, как заявил он, обнадеживает поддержка главы государства, заявленная в позиции Д.А.Медведева в приветствии Международном форуму: «Формирование цивилизованного рынка интеллектуальной собственности – насущная потребность современной России».
Пресс-служба РНИИИС
РНИИИС