Антикризисные уроки для Ижевского радиозавода

28 Апреля 2009
К идее бережливого производства Ижевский радиозавод обратился еще в прошлом году, увидев невозможность дальнейшего развития по старым схемам с большими финансовыми вливаниями. Резервы эффективности решили искать внутри компании. Ведь если действие, операция или процесс не добавляет ценности конечному продукту с точки зрения клиента, то они рассматриваются как потери, которые нужно устранить.
В марте тренеры «Центра Оргпром» из Екатеринбурга провели управленческий семинар для руководителей предприятия, после чего с командой специалистов приняли участие в исследовании потоков по одному из изделий. В ходе исследования с составлением карты потока создания ценности у компании выявились резервы и были определены пути повышения эффективности производства без дополнительных инвестиций.
«Успех проекта по бережливому производству в большой степени зависит от того как заложен фундамент под грядущие изменения. Одним из основополагающих инструментов, составляющих такой фундамент, является система 5С, - говорит Марсель Зайнашев, ведущий тренер Центра Оргпром. - Поэтому было решено провести сессию 5С на двух участках – механической обработки и сборки. В ходе сессии были выполнены три первых шага на каждом из участков: были удалены все ненужные предметы, для необходимых предметов были определены соответствующие места, была произведена чистка рабочих мест. Следующий, четвертый шаг – разработка стандартов для поддержания состояния, достигнутого в ходе первых трех шагов. Реализация пятого шага, связанного с соблюдением и дисциплиной - разработать систему аудита 5С – был задан участникам на межсессионный период».
Главным итогом «бережливой» сессии, по мнению эксперта М.Зайнашева и руководства компании, стал поворот в сознании сотрудников, позитивный заряд на изменения, ведь в ходе освоения Лин-методик формируется мотивация персонала на непрерывные улучшения. Экономический результат обычно не заставляет себя ждать: в результате использования творческого потенциала каждого сотрудника сокращаются потери, повышается гибкость в реагировании на спрос, улучшается качество продукции, снижается уровень дефектности.
«Проведенный тренинг помог взглянуть на процесс производства с другой стороны, а именно увидеть проблемы на участке, потери, вызванные запасами, - делится впечатлениями заместитель начальника сборочного цеха Юрий Блинов. - После внедрения 5С сократим потери, запасы, повысим производительность и качество, поднимем культуру производства. Все это повысит качество наших изделий».

Справка:
Группа предприятий ОАО «Ижевский радиозавод» - приборостроительное предприятие, ориентированное на производство бортовых и наземных радиотехнических комплексов, телекоммуникационных систем, систем связи и автоматики на железной дороге, оборудования для ТЭК, ЖКХ, техники универсального назначения
Центр Оргпром – ведущий российский провайдер услуг по освоению системы Лин (Бережливое производство, Кайдзен, Toyota Production System). Среди клиентов Оргпрома – Русал, КАМАЗ, ВСМПО-АВИСМА, АВТОВАЗ, РусГидро, Корпорация Иркут, Магнезит, Сибур-Русские шины, Philips и другие компании.
Центр Оргпром является организатором Российского Лин Форума (www.leanforum.ru), Российской Лин Школы (www.leanschool.ru), а также издает первый в России журнал о бережливом производстве «Вестник Лин» (www.leansigma.ru).
Наталья
Оргпром
vnv@orgprom.ru