Крупнейшие производители автомобилей переживают тяжелейшие времена

23 Апреля 2009
По данным PricewaterhouseCoopers, мировое производство легковых автомобилей в настоящее время снизилось до 54,9 миллионов единиц – самого низкого показателя с 2001 года. Однако если в 2001 году на долю стран БРИК приходилось всего лишь 5,1 миллиона автомобилей (9% от общего объема производства), то в этом году их доля составила 13,8 миллионов автомобилей (25%).

В известных автомобильных центрах ожидается резкий спад объемов производства и длительное восстановление до прежнего уровня. Это связано с тем, что покупатели коренным образом пересмотрят уровень задолженности, который они готовы принять на себя, а также с увеличением цикла замены автомобилей и сокращением числа автомашин на семью (особенно в США).

Прогноз объемов производства на уровне 54,6 миллионов автомобилей был составлен исходя из предположения о том, что будут улучшены показатели за вторую половину года – по сравнению с плановыми показателями первого квартала на уровне 45 миллионов автомобилей.

Американский производитель легковых автомобилей SAAR продолжил тенденцию снижения объемов производства в первом квартале с незначительным улучшением в марте месяце. Если темпы сбыта стабилизируются, то рынку удастся избежать минимального показателя в 9 миллионов, которая, как отметил представитель Chrysler в своем обращении к Конгрессу США, будет означать, что отрасль не сможет продолжать свою деятельность «при существующей структуре». Американский прогноз продаж на 2009 год в размере 10,1 миллионов автомобилей, который означает производство легковых автомобилей в Северной Америке на уровне 8,7 миллионов в год, будет самым низким с 1982 года.

Что касается сборки легковых автомобилей, то здесь доминируют Россия, Турция и Украина, на долю которых приходится около 90% от объема производства в регионе. По сравнению с 2008 годом, мы полагаем, что общий результат по объемам продаж для трех стран за 2009 год будет где-то на 1,3 миллиона автомобилей меньше.

По сравнению с другими рынками ситуация была относительно спокойной в Японии и Кореи до четвертого квартала 2008 года, когда мировой кризис вышел из берегов и повлиял на объемы экспорта и продажи внутри страны. Ежегодные показатели японского экспорта снизились на 20% в четвертом квартале 2008 года, и данный спад продолжился в 2009 году, объемы экспорта в феврале снизились до 70%.

В 2008 году объемы продаж китайских легковых автомобилей снизились до 6,5% – отличный показатель для любой другой страны – но самый низкий показатель в Китае за последние 10 лет. В Индии объем продаж легковых автомобилей вырос на 4,4% в 2008 году, так как именно в четвертом квартале проявились все достижения первой половины года.

На долю Бразилии приходится 75% от общего объема продаж легковых автомобилей в Южной Америке в 2009 году, тут действует принцип: куда Бразилия, туда и вся Южная Америка.

В России продажи новых автомобилей в первом квартале сократились примерно на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Специалисты PwC выделяют три основных фактора, которые оказывали наиболее существенное влияние на этот рынок в первые месяцы 2009 года: девальвация рубля, ужесточение банковской кредитной политики, а также снижение покупательской уверенности в связи с высоким уровнем экономической неопределенности и страхом потерять работу.
Общий темп снижения продаж (включая подержанные автомобили) увеличивался: например, в январе это снижение составляло 36%, в феврале – 42%, в марте – 52%. Продажи импортируемых подержанных иномарок значительно упали. Общее соотношение продаж новых иномарок и российских автомобилей в основном оставалось на прежнем уровне.
Одним из последствий такой ситуации на рынке стало еще более резкое сокращение объемов производства. По итогам января–февраля производство легковых автомобилей в России упало почти на 70% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В феврале многие предприятия работали в режиме сокращенной недели, некоторые из них и вовсе были вынуждены остановить производство.
Стенли Рут, партнер, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers, комментирует:
«Мировой финансовый кризис и его воздействие на российский автомобильный рынок оказались неожиданными и разрушительными, начиная с августа 2008 года. Все игроки рынка были вынуждены в срочном порядке пересматривать свои планы. В настоящее время компании сокращают объем производства и замедляют продажи, чтобы ликвидировать существующие запасы в дилерских центрах. Когда производство возобновится, оно будет ориентировано на новые, сниженные уровни спроса, хотя сегодня все еще очень трудно предугадать, какими именно они окажутся».
Различные схемы государственной поддержки отрасли в ЕС оказали большое воздействие на прогноз 2009 года, и, тем самым, сформировали еще большую неуверенность на рынке. Уровень спроса связан с масштабами и объемами этой поддержки, со способами внедрения этих программ и сроками их исполнения.
В ответ на кризис одним из первых новые инициативы запустило правительство Франции. Его пакет мер включает платеж потребителю в размере 1 000 евро при сдаче в металлолом автомобиля возрастом более 10 лет и приобретении машины, которая выбрасывает менее 160 г/км углекислого газа. Французская программа показала результаты в марте 2009 года, когда продажи выросли на 8,1%. В Германии разработана своя инициатива, в соответствии с которой потребитель получает 2 500 евро, сдавая в металлолом машину старше 9 лет и покупая автомобиль, соответствующий стандарту Евро 4. Правительство Германии выделило на этот проект 1,5 млрд евро, что может стимулировать приобретение 600 000 новых автомобилей (это примерно 20% всего рынка). Немецкая схема повысила уровень продаж в марте на 40% с приростом за весь год по настоящий момент на 20%. Интересно, что по данным VDA новых автомобилей немецкого производства было зарегистрировано на 9% больше (172 700 штук), а иностранных автомобилей – на 48% больше (105 100 штук). Таким образом, проект правительства Германии нацелен на поддержку всей отрасли, а не только немецких производителей. Итальянская схема привела к минимальному росту продаж в том же месяце – однако книга заказов предполагает более активный рост в размере 30—40% в апреле и мае.
Похожие проекты уже запущены в Португалии и Испании. В феврале 2009 года правительство Италии опубликовало свою версию этой инициативы, идет рассмотрение аналогичного проекта в Нидерландах.
Стенли Рут отмечает:
«Правительства европейских стран принимают разнообразные меры по поддержке этой жизненно важной отрасли. Вопрос в том, как это сделать, не вызвав волну протекционизма. У каждого правительства есть сильный и вполне понятный соблазн использовать деньги налогоплательщиков, чтобы поддержать рабочие места, повысить импортные пошлины, разместить масштабные госзаказы в местных компаниях по производству автомобилей, а также выдавать местным автопроизводителям льготные ссуды. Но поскольку автопром является одной из наиболее тесно интегрированных в глобальных масштабах отраслей, применение подобных протекционистских мер по всему миру может только усугубить ситуацию».
Правительство России пока не опубликовало собственные проекты, аналогичные европейским, которые стимулировали бы замену старых, утилизированных автомобилей новыми более безопасными и экологически чистыми.
Стенли Рут продолжает:
«Такие меры были бы особенно эффективны в России, учитывая, что российский парк автомобилей намного старше, чем в других странах Европы, а показатель дорожной безопасности в стране ниже, чем в Европе, отчасти из-за возраста и состояния автопарка. Более того, этот проект было бы относительно просто реализовать, и он обеспечил бы быстрый эффект в отношении спроса. Учитывая масштаб кризиса, правительство России вполне может рассмотреть дальнейшие меры по поддержке отрасли, и оно, несомненно, будет внимательно следить за результатами европейских схем утилизации автомобилей».
Информация для редактора:
1. За дополнительной информацией обращайтесь, пожалуйста, к Анне Когосовой по тел.: +7 (495) 967-6172, мобильный: +7 (903) 961-2683, e-mail: anna.kogossova@ru.pwc.com.

2. PricewaterhouseCoopers (www.pwc.com) предоставляет аудиторские услуги, услуги в области бизнес-консультирования, налогообложения и права компаниям разных отраслей. Наши услуги направлены на увеличение стоимости бизнеса клиентов, а также его ценности для общества в целом. Более 154 000 сотрудников в 153 странах используют свои знания, богатый опыт и творческий подход для разработки практических советов и решений, открывающих новые перспективы для бизнеса.

Под "PricewaterhouseCoopers" понимаются фирмы, входящие в глобальную сеть компаний PricewaterhouseCoopers International Limited, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом.
PricewaterhouseCoopers
PricewaterhouseCoopers
PricewaterhouseCoopers,
anna.kogossova@ru.pwc.com