Прошла Лин-экскурсия на пивоварню «Хейнекен»

29 Октября 2014
Театр начинается с вешалки, а посещение производства начинается с инструктажа по безопасности.



Участники мероприятия получили необходимую спецодежду, посмотрели видеоинструктаж о требованиях охраны труда для посетителей и прошли письменный экзамен на усвоение полученного материала. Бескомпромиссное отношение к безопасности не ограничивается проходной.



Сотрудники завода даже поют частушки про то, как соблюдать необходимые требования ОТ и что бывает в тех случаях, когда этим пренебрегают.



Множество артефактов, таких как тщательно проработанная сигнальная разметка, система аудитов, наличие СИЗ и даже привлечение членов семей работников к мероприятиям по безопасности говорят о том, что жизнь и здоровье работников пивоварни для администрации не просто слова.



Директор «Пивоварни Хейнекен» Олег Боков встретил нас у проходной, провёл экскурсию на производстве. К слову, вместе с нами он ходил по цехам в жилетке с надписью «Эксперт по безопасности».



С чего начинается эффективная работа сотрудников на производстве? С обучения и инструктажа. Здесь с этим всё в порядке.



График обучения работников цеха розлива. Здесь не только стандартные инструктажи, но и такие нестандартные вещи, как обучение лидерству, инструменты совершенствования процессов и даже английский язык. Зачем так много и избыточно?



Как выразился Олег: «Какие бы улучшения вы не внедряли, культура предприятия ест их на завтрак». Культура предприятия может развиваться сама собою и вероятнее всего стать при этом кислым яблоком-дичком. Поэтому не стоит пускать этот процесс на самотёк. Быть сотрудником пивоварни без умения учиться и развиваться невозможно. В повышении эффективности работы пивоварни участвуют все, а не только топ-менеджмент.

«Урок на одном листе» - это тоже постоянное обучение. Таких документов много. В них затрагиваются самые разные аспекты, от обслуживания оборудования до того, как выполнять статистический анализ результатов производственных процессов с применением контрольных карт Шухарта.



В цехах создана отличная производственная среда. Это стенды для быстрой переналадки оборудования.



За оборудованием тщательно следят и ухаживают. Его эффективность постоянно мониторится. Знание о состоянии дел на участке не хранится в головах избранных а представлено на досках ежедневного контроля производственных показателей.



А как иначе? Это же пищевое производство. Хотя я видел немало пищевых производств и их сотрудников, обосновывающих у себя неизбежность бардака и грязи Скажем так: это высококлассная пивоварня.



На предприятии по-настоящему работают инструменты визуального управления. Например, здесь ездят погрузчики. Поэтому всё, как на дорогах общего пользования: знаки, светофор, фары, ограждения, дорожная разметка. Я, например, фотографирую, стоя на зебре.



Дьявол в мелочах. Насколько повысит безопасность синий зайчик позади погрузчика? Повысит. Значит, он должен быть.



Когда надо заказывать вывоз паллеты? Когда их ряд дойдёт до телефона. Паллета, стоящая в красной зоне – знак переполнения буфера и основание для начала процедуры по превентивному устранению несоответствия.



Вывешиваются по случаю выявления угроз безопасности или недостатков в работе оборудования. Предприятие живое, на нём как и везде есть проблемы. Таги мы видели не раз. Тагов много. Очень много.



Эта инсталляция в столовой с закрытыми тагами показывает, как много проблем могут выявить сотрудники предприятия. И не только выявить, но и ликвидировать. Мне сказали, что это только инсталляция. Физически здесь не всё.



Алексей Данилов – начальник цеха розлива рассказывает об организации работы цеха и даёт пояснения по структуре доски ежедневного контроля производственных показателей.

Кусочек стенда. Внизу слева протоколы утренних планёрок по основным производственным показателям.



К сожалению, рассказывать обо всём что мы увидели на пивоварне очень долго. Одних только удачных фотографий у меня осталось свыше 200. Производственная система на предприятии строилась много лет и думаю, что за день мы смогли познакомиться с её малой и только внешней частью. Мне бы провести там месяца 2-3.



Самое ценное из услышанного – организация производственной системы на предприятии. Она здесь называется TPM – Total Productive Management.



Олег Боков провёл с нами не один час, подробно рассказывая о том, как устроен TPM и как построено управление персоналом в этих условиях.



Великолепный мастер-класс по организации работы по постоянному повышению эффективности предприятия в его исполнении произвёл на участников экскурсии неизгладимое впечатление как по содержанию, так и по степени открытости. Что делается на предприятии, как, кем, в какие временные рамки, в каком бюджете – закрытых тем не было.



Предприятие имеет доступ к лучшим практикам, созданным на предприятиях Хейнекен по всему миру, однако между знанием, что что-то можно улучшить и реальными устойчивыми результатами улучшения лежит дистанция огромного размера.



На предприятии работают стены – идеология этой системы и отдельных её аспектов изложена на множестве стендов.

Одна из целей TPM – усовершенствовать производственный процесс таким образом, чтобы основное время сотрудник мог тратить не на поддержание бесперебойной работы оборудования, а на улучшения, модернизации и развитие.



Задача по постоянному росту производственной эффективности для пивоварни очень актуальна и обусловлена как внешними факторами: постоянным ужесточением бизнес-климата для пивоваров, высокой конкуренцией в отрасли, так и внутренними, корпоративными требованиями. Достигнуть какого-то «приемлемого» уровня и остановиться нельзя. Всем работникам предприятия необходимо прикладывать постоянные усилия по совершенствованию его работы Приезжий иностранный консультант или представитель собственника чисто физически не сможет выполнить эту работу вместо местного персонала.



По роду деятельности я постоянно слышу множество отговорок и оправданий о загадочности российского менталитета и невозможности построить у нас упорядоченное красивое производство. Но вот оно, перед нами! Постоянно улучшаемое людьми, проживающими в России. Мы не встретили иностранцев, постоянно работающих на производстве.



Производственную среду пивоварни создают и совершенствуют те, кто на нём работает – такие же люди, которых мы ежедневно встречаем в метро и на улицах. Добиться таких же результатов может любое предприятие, если есть умение управлять, воля и разум.
Наталья
Оргпром
Наталья
vnv@orgprom.ru