Прогнозы в логистике 2023 год

2 Марта 2023
На наш взгляд, перспективы на 2023 год неоднозначны. С одной стороны, мы видим тренд на создание в близлежащих лояльных или нейтральных по отношению к России странах крупных хабов для консолидации там важных товарных позиций, предназначенных для РФ. Это позволит обеспечить непрерывность поставок (по графику) и сбалансировать нагрузку на транспортную инфраструктуру, что постепенно приведёт к сокращению транзитных сроков и уменьшению стоимости транспортировок. Надо отметить, что количество логистических провайдеров неизменно растёт, а это самым положительным образом влияет как на ценообразование услуг, так и на их качество.

С другой стороны, практически никто из участников рынка не в состоянии просчитать перспективы тех или иных бизнес-решений, так как они напрямую увязаны с будущими геополитическими событиями, влиянием текущих западных пакетных санкций и предстоящих, если таковые будут.
Если говорить про логистические направления, то основной тенденцией в российской логистике станет смещение вектора импорта и экспорта на рынок Востока.
Восточное направление является наиболее ёмким, по которому осуществляются поставки местных товаров, как не включенных в западные пакетные санкции, так и включенных (с определенными оговорками).

Основной объём поставляется морем, но существенен и грузопоток по железным и автомобильным дорогам.
Можно отметить несколько проблем восточного направления. Например, постоянные сбои экспортных поставок в РФ в связи с нулевой терпимостью к COVID-19 в КНР, что приводит к значительному увеличению транзитных сроков и стоимости перевозок.
Кроме того, транспортная инфраструктура РФ не соответствует тому объёму импорта, который поставляется по восточному направлению. Это произошло из-за переориентации экономики РФ преимущественно на Китай и, как следствие, увеличению грузопотока. Помимо этого, мы полагаем, что партнёры на восточном направлении воспользовались осложнением экономических связей между РФ и странами запада, увеличив стоимость своих товаров и услуг для бизнес-сообщества РФ.

К тому же, значительное количество важных для экономики РФ производителей санкционных товаров отказываются их поставлять в РФ из-за страха получения вторичных санкций, так как эти компании ведут активную внешнеэкономическую деятельность со странами Запада, инициировавшими санкции в отношении РФ.
Есть и важные положительные тренды такого сотрудничества. Многим участникам российского бизнеса удалось диверсифицировать своих поставщиков сырья и товаров путём замены их на поставщиков из, преимущественно, Китая, что позволило им продолжать свой бизнес в РФ. Также получилось согласовать платежи за товары и услуги в валютах стран-поставщиков, что сняло с участников ВЭД риски блокировок транзакций в евро и долларах.

Полагаем, что в 2023 году будет происходить ещё большая переориентация экономики России на сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии и Китая за счёт сокращения сотрудничества с государствами, поддержавшими санкции в отношении РФ. Подобная переориентация влечёт за собой необходимость существенных государственных и частных инвестиций в улучшение транспортно-
логистической инфраструктуры России для возможности перевалки большего грузопотока.

Вместо логистических хабов в ЕС — Турция и Иран. Многие считали, что увеличится грузооборот с Китаем. Но он растёт медленнее — российский рынок для Китая не так значим. К тому же есть сложности с контейнерами — их не хватает — и чрезмерной загруженностью портов.

На западном направлении, как мы все видим, в 2022 году претерпело самые значительные изменения.
Остались лишь поставки номенклатуры товаров, не включенные в западные пакетные санкции. И эти поставки ограничены искусственными барьерами в виде перегрузок и перецепок в зонах ТЛЦ, а также запретом для российских и белорусских перевозчиков работать на рынке ЕС.
Подобные изменения в разы увеличили стоимость доставок, а также транзитные сроки. Ценообразование по многим товарным позициям сейчас таково, что для части российских грузополучателей экономически целесообразней импортировать аналоги европейского сырья и товаров из других стран, порой жертвуя качеством.

Перспективы в 2023 году будут напрямую зависеть от геополитической конъюнктуры. Вероятнее всего, грузопоток начнет иссякать, за исключением поставок медицинской продукции и некоторых товаров особой социальной значимости.

Ожидаем появление новой географии перевозок благодаря дополнительным поставщикам товаров в различных уголках мира, а также корректировок текущих коридоров под воздействием санкционного давления на страны, услугами которых Россия пользуется для поставок включенных в списки товаров.
Beluga Projects Logistic
Beluga Projects Logistic
+7 (495) 926-16-43