Снижение себестоимости без ущерба качеству: миф или реальность?

30 Октября 2022
«Для нас главное - чтобы себестоимость продукта по сырью была как можно ниже (не превышала …. рублей на 1 кг ). Но качество при это было высокое!» - нередко доводится слышать нам, химикам- технологам, от заказчиков. Стремление, с одной стороны, понятное: чтобы оставаться конкурентоспособными, производители стараются  сделать цены доступными для конечного потребителя. В то же время стоит учитывать, что как оптовая, так и розничная цена товара может быть высокой (на фоне рынка) при низкой себестоимости по сырью и относительно низкой- при более высокой себестоимости по сырью, чем у конкурентов. Экономить на качественных сырьевых компонентах, на мой взгляд, - не самый рациональный путь.  Гораздо эффективнее разумно организовать производство, управление персоналом, финансами, а также разработать действенную систему маркетинга. Это избавит предпринимателя от излишних расходов и позволит снизить (не исключено, что очень существенно) итоговую себестоимость продукции.   Даже если для ее изготовления были   приобретены достаточно дорогие качественные сырьевые компоненты. Себестоимость по сырью может составлять лишь 7- 15% от общей себестоимости продукции. Поэтому стоит уделить внимание на использование других резервов снижения итоговой себестоимости.
    Тем не менее, актуальным остается вопрос: можно ли при максимальном снижении себестоимости сырья достичь высокого качества продукта?
    Если снижать себестоимость путем применения дешевых ингредиентов - качество, несомненно, пострадает. Недорогое сырье – это, как правило, сырье с низкой степенью чистоты, синтетическое. неэкологичное, агрессивное. Вряд ли подойдет аллергикам (если речь идет, например, о косметических средствах или бытовой химии). На основе такого получится создание продукта   эконом- класса, не более того. Тем не менее, способы снижения себестоимости по сырью без ущерба качеству- есть.
1. Необходимо провести анализ ценовой политики разных поставщиков сырья. Цены могут очень разниться у разных поставщиков, даже   за один продукт той же марки.
2. Договориться с поставщиком о скидках на оптовый заказ. Иногда поставщик сразу обозначает на сайте цену закупки в розницу, а также мелким и крупным оптом. Цена может отличаться в 2- 3 раза.
3. Рациональное расходование сырья, снижение потерь от брака. Это уже вопрос технологии и организации производства.
4. Оптимизация рецептуры: минимизация содержания самых дорогих компонентов (там, где это возможно). Да, существуют такие рецептуры, где добавление дорогостоящего компонента не улучшит потребительские свойства продукта. Пусть, например, дозировка  керамидов в средстве для  восстановления волос- от 5% до 20%. Если наше средство предназначено для сохранения красоты здоровых волос, 5 % этого компонента будет вполне достаточно.  Оставшуюся часть формулы лучше заполнить другими активными добавками. Но если мы создаем средство для восстановления проблемных волос, то содержание керамидов придется увеличить – до 10, а то и 20%. Смотря  какова специфика нашего средства: для восстановления, для глубокого восстановления.,  для лечения очень  «запущенных» волос. В этом случае снижение массовой доли важных активных компонентов недопустимо. Вряд ли, к примеру, филлер для волос с 3% -ым содержанием керамидов можно будет представить покупателю как продукт премиум - класса.
5.  Возврат отходов в производство или возмездная сдача отходов на утилизацию (в тех производствах, где это возможно).
    Итак, основной вывод: снизить себестоимость продукта без потери качества можно. Это относится как к итоговой себестоимости, так и к себестоимости по сырью. Для этого существуют разные способы. При этом необходимо усвоить   простую аксиому: при замене качественных компонентов сырья на более дешевые и менее качественные потребительские свойства продукта будут снижены. Хороший, работающий продукт на дешевом сырье – не получается. Гораздо эффективнее взять отличные сырьевые компоненты (не останавливаясь на самых дешевых), грамотно продумать производственный процесс, маркетинг, рекламу и т.д. Вот в этом случае у вас есть все шансы произвести конкурентоспособный продукт с ценой рынка или даже ниже рыночной. Опытные химики- технологи компании «Современные химические технологии» всегда подскажут, как это реализовать в вашем производстве.
Арина Бауэр
Современные химические технологии
yulechka.silkina@mail.ru
yulechka.silkina@mail.ru
Сайт " Современные химические технологии"