СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭКОНОМИКИ

31 Марта 2016
Эксперты рынка отмечают, что в структуре затрат на весеннюю посевную подорожали все ресурсы, кроме топлива и смазочных материалов. Всего их на посевную аграрии требуют чуть более 500 тыс. тонн - 405 тыс. дизтоплива и 97 тыс. бензина.
Обычно сельхозпроизводители покупают большие объемы топлива, ведь потребность в нем возникает не только в период посевной. Внесение гербицидов, подкормка и уборки урожая - эти операции также требуют затрат нефтепродуктов.
Большинство аграриев закупают топливо оптом, и только в крайних случаях используют для этого АЗС, ибо разница в цене составляет минимум 15%. Как утверждает директор Украинской энергетической биржи Александр Коваленко, аграрии покупают дизтопливо и бензин в нефтебаз, которые, по сути, просто перекупщики. Нефтепродукты закупаются нефтекомпаниями в ДК «Укргаздобыча» (УГД), Кременчугского НПЗ или по импорту. При перепродаже, разница в цене на тонне может достигать 2-2,5 тыс. гривен.
Несмотря на то, что аграрная отрасль едва ли не единственный активный сектор национальной экономики, УГД предлагает особые условия работы для сельхозпроизводителей - прямые и форвардные контракты на поставку топлива. Учитывая экономию на цене на топливо около 20% от цен АЗС, рентабельность агропроизводства увеличится, а себестоимость выращенной продукции снизится.
Например, аграрное хозяйство с земельным банком около 8 тыс. га в среднем потребляет в год около 500 т дизельного топлива - по 250 т на посевную и уборочную кампанию. Фермер может воспользоваться предложением «Укргаздобыча» и на открытом биржевом рынке законтрактовать необходимый ему объем для посевной в феврале, заплатив 30-40% от суммы в качестве аванса. Остальные он доплатит, когда будет осуществляться поставка топлива перед посевной. Если принять минимальную экономию около 2 тыс. грн на тонне, то только на топливе экономия для фермера может составить более 1250000 грн в год.
Сэкономить можно и на маслах и смазочных материалах. В связи с ростом цен на импортные продукты все чаще сельхозпроизводители переходят на отечественные аналоги. От чего зависят цены на масла и стоит ожидать подорожания – расскажет один из крупнейших отечественных производителей масел и смазочных материалов - Вячеслав ПОЛИЩУК, директор РУ НПП Агринол.
Увеличение курса иностранной валюты к гривне было компенсировано снижением мировых цен на базовые масла. Дополнительным стабилизирующим фактором стала отмена импортных пошлин при ввозе сырья для дальнейшего производства. В результате стоимостьмасел и смазочных материалов для наших потребителей сохранилась на уровне 2015 года.
Основными факторами, влияющими на стоимость продукции, являются мировая цена на базовые масла, таможенные платежи и курс национальной валюты к доллару США. Поскольку в Украине нет своих производителей базовых масел, мы вынуждены приобретать сырье за рубежом.
Мировые цены довольно тесно связаны с нефтью. Украинское законодательство обязует осуществлять дополнительные платежи при таможенном оформлении - НДС, утилизационный сбор. Наиболее непредсказуемый аспект в планировании будущих цен - курсовая динамика национальной валюты.
Вячеслав Полищук, Наталия Церковникова
Агринол