Хищения на петербургских АЗС: будут ли выявлены новые факты?

3 Июня 2013
Многие опрошенные Центром Аналитических Исследований независимые эксперты считают, что история с выявленными на прошлой неделе хищениями на АЗС Санкт-Петербурга может иметь продолжение и нести более массовый характер, чем это было установлено правоохранительными органами изначально.

На прошлой неделе ГУ МВД России по СЗФО обнародовало информацию о том, что на территории Санкт-Петербурга были выявлены масштабные хищения нефтяных продуктов на заправках компаний «Лукойл», «Газпромнефть» и «Статойл». Обыски прошли в офисах и на нефтебазах Общества с ограниченной ответственностью «Транспортная Компания «Матекс», которое осуществляло доставку топлива на АЗС. В рамках расследования было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража). О данном событии вышли публикации в большинстве электронных и печатных изданий Санкт-Петербурга.

Суть происшедшего на первый взгляд достаточно проста: все водители транспортной компании, которая круглосуточно осуществляла перевозку нефтепродуктов для таких предприятий, как «Лукойл», «Газпромнефть Северо-Запад» и «Статойл» (всего более 50 бензовозов), регулярно недоливали топливо на автозаправки и свозили его на базу «Матекса». Даже по предварительным расчетам «недолив» мог составлять более 7.000.000 рублей в месяц. По оценкам некоторых экспертов, данная схема могла позволить «сэкономить» значительно больше – сотни миллионов рублей.

По мнению ряда СМИ, мошенничество, раскрытое правоохранительными органами, может оказаться значительно серьезнее и гораздо сильнее затрагивать сотрудников и структуры упомянутых АЗС. Не сложно предположить, что указанные действия могли происходить с санкции каких-то сотрудников со стороны АЗС, лично заинтересованных в организации махинаций с топливом. При условии отсутствия такой заинтересованности данные действия должны были быть обнаружены очень быстро. «Вряд ли такая схема недолива топлива могла просуществовать хотя бы неделю, - комментирует один из сотрудников АЗС, - все-таки недолив топлива, чисто технически, определяется очень просто, тем более, если он происходит систематически». Также есть вероятность, что убытки терпели не только и не столько операторы, сколько конечные потребители, которые, как известно, имеют лишь один способ контролировать объем получаемого топлива – по индикаторам на табло ТРК. Вряд ли топливные операторы будут сами нести это бремя, с учетом того, что у них есть возможность переложить его на конечного потребителя. Поэтому, вполне вероятны новые неожиданные открытия в ходе дальнейшего расследования правоохранительных органов, которые могут привести к достаточно высокопоставленным руководителям замешанных в скандале автозаправочных сетей.

Как отмечают другие эксперты, совершенно не обязательно, что дальнейшее расследование приведет к раскрытию новых фактов, так как для этого со следствием должны сотрудничать представители пострадавших компаний, чего может и не произойти, так как, скорее всего, нанесет значительный урон имиджу данных участников рынка. Так, на текущий момент, фигурантами возбужденного уголовного дела являются лишь представители Транспортной компании «Матекс» и лично ее генеральный директор. И даже если дело не рассыплется на этапе следствия или в суде, это не гарантирует, что оно позволит избавиться от коррупции вокруг АЗС. Если данный вопрос не будет решен на уровне руководства названных сетевых структур, то стоит ожидать просто появления новых транспортных компаний и очередных, еще более отлаженных, схем мошенничества на автозаправочных станциях. Бензина же на АЗС не станет больше, и страдать от этого будут как операторы, так и клиенты.
Борис Павлов
Центр Аналитических Исследований