История чая - с древности до наших времен

23 Декабря 2017


Древняя история чая начинается в Китае. В период правления династии Тан чай стал известен в качестве бодрящего напитка, а до этого употреблялся для лечения. Китайский император Шень-нун, покровительствующий земледелию, культуре и медицине, в поиске целебных трав наткнулся на чайные листья. Когда они попали в его котел для экспериментов, готовый чай оказался приятным и бодрящим на вкус. Это случилось в 2735 году до нашей эры.


Культура потребления чая зародилась в эпоху правления Тан (618 год нашей эры). Во второй половине I-го тысячелетия китайцы активно пользовались "Каноном чая" Лу Юй (в оригинальной транскрипции книга называлась "Ча цзин"). По этим правилам, листья в брикетах первоначально толкли в ступе, а потом заваривали. Светские церемонии с чаепитием стали распространенными в эпоху Империи Сун: порошковый чай взбивали венчиком и растворяли в небольшом количестве воды для достижения крепкого вкуса.


В XIII веке на Китай обрушилось монгольское нашествие, которое стало одной из причин упадка чайной традиции. Лишь в середине XIV века началось возрождение церемонии, и она стала приближенной к нашим реалиям. С тех пор листья настаивают в горячей воде. Новое падение китайского влияния на мировой чайный рынок случился в период политических потрясений XVIII — XIX веков: опиумные войны Британии против Империи, революции 20-го века. Новый виток роста чайного экспорта начался с приходом в Китай социализма (1949 год).


Сейчас история китайского чая переживает застой. Подлинные китайские традиции соблюдаются лишь на Тайване и в сообществах диаспоры по всему миру.


Британская история чая


Продвижения чайного напитка в Великобритании ознаменовано влиянием аристократии.



  • 1600 год — Британская ост-индская компания начала поставлять чай в Британию.

  • 1662 год — португальская принцесса Екатерина стала супругой английского короля Карла II и ввела моду на придворное чаепитие. Начались определенные волнения в кругах продавцов алкоголя, а также оживление чайных торговцев, "пивное" лобби начало подговаривать монарха на введение пошлин, чтобы затормозить развитие чайной культуры. Пошлина легла на плечи потребителей и стоимость чая стала огромной. Англичане вынуждены были перейти на недорогой и сложный в подделке черный чай.

  • 1717 год — началось развитие розничной чайной сети торговца Твайнинга.

  • 1784-й — пошлины снижены в 10 раз, что положительно сказалось на цене для потребителя.

  • 1802 год — чай введен в ежедневный рацион Британской армии.

  • 1840 год — введена традиция five-o-clock герцогиней Анной Рассел, которая впоследствии стала визитной карточкой страны.

  • 1887 год — Цейлон, Индия и Кения начинают активно наполнять британский рынок чаем, поскольку отношения с Китаем осложнились.

  • 1889-й — Т. Липтон сделал чай повседневным и доступным напитком, из рекламной кампании тех времен исследователям стало ясно, что стоимость продукта снизилась в два раза.


Источник: onapitkah