В 2015 году интернет стал главным источником сбыта суррогатного алкоголя

17 Декабря 2015
Итоги года: жертвы алкогольного суррогата

За январь - октябрь 2015 года в России от тяжёлых отравлений алкоголем скончались почти восемь тысяч человек. Лидер – Центральный федеральный округ – более двух тысяч человек, далее – Приволжье – около двух тысяч. В тройку входит Сибирь – почти 1200 .

Большая часть смертей произошла по вине потребления алкогольных подделок с ядовитыми примесями, которые продавались под видом известных брендов. Также под видом популярных торговых марок недобросовестные производители продавали технический алкоголь, не предназначенный для потребления людьми.

В период подготовки к новогодним праздникам зафиксирован рост продаж контрафактного алкоголя во всех регионах Российской Федерации . Так, в конце ноября в Красноярске из-за отравления поддельным алкоголем в больнице оказалось больше 40 человек, девять из них погибли . Два человека в Оренбургской области, два в Московской, два в Курской умерли из-за фальсифицированного алкоголя. Все пострадавшие покупали суррогатный алкоголь через Интернет-ресурсы. Выпив нечто из бутылки известного бренда, люди попадали в больницу.

Наряду с Сибирью поток алкогольного фальсификата зафиксирован в Поволжье. Только в Саратовской области за 10 месяцев 2015 года зарегистрировано около 500 случаев тяжёлых отравлений. 30% из них вызваны продажей суррогатов алкоголя и жидкостей непищевого назначения под видом иностранных марок .

Правоохранительные органы сообщают о том, что уже сейчас речь идет о десятках скончавшихся и пострадавших, и нет уверенности, что список регионов, где могут появиться очередные жертвы смертельного «пойла», не будет расширяться.

Как сбывают суррогат: соцсети и интернет-магазины

По итогам 2015 года главным рынком сбыта поддельного алкоголя стал Интернет. В ресторанах, кафе травятся меньше – статистика относительно общепита не так показательна, как факты «домашних» отравлений. Например, в том же Красноярске, их вообще не зафиксировано. Продажа алкоголя через соцсети, форумы и другие площадки выгодна недобросовестным производителям потому, что позволяет избежать проверок Роспотребнадзора. Такая торговля в России вне закона . Продавать алкоголь можно только в торговых точках.

Следственный комитет РФ предлагает приравнять производство и продажу алкогольного фальсификата к умышленному убийству и сделать за это преступление аналогичную меру наказания .

По всей России в преддверии новогодних праздников ликвидировали десятки нелегальных цехов, где разливали фальсификат. Рецептура суррогатного алкоголя больше напоминает химическое производство. На заводах в регионах России обнаружены специализированные линии, которые создавались специально для того, чтобы делать фальсификат, а затем сбывать его местным жителям «онлайн». Росалкогольрегулирование сообщает, что в Омске работали две крупные линии, на которых было изъято 20 тысяч бутылок готовой алкогольной продукции. Суррогат едва не попал к потребителям. В Центральной России, а именно в Калуге, нашли в 10 раз больше – 200 тысяч бутылок . Аналогичная ситуация в других регионах.

Можно ли распознать фальсификат по бутылке?

Потребитель находится в абсолютно уязвимом положении, поскольку недобросовестные производители полностью подделывают маркировку алкогольной продукции. По закону, алкоголь, который производится в России, маркируется федеральными специальными марками. Их выдаёт госорган, уполномоченный Правительством Российской Федерации. Алкоголь, завезённый из других стран, маркируют акцизными марками. Фальсификатчики полностью повторяют маркировку, поэтому у потребителя нет шансов определить подделку по внешнему виду бутылки. Ориентироваться пока можно только на цену – подделка, которую сбывают через Интернет, стоит в 2-3 раза дешевле.

Алкогольный суррогат – главная проблема рынка

Потребление алкогольного суррогата даже в минимальном количестве влечёт за собой необратимые последствия: алкогольные психозы и смерть из-за поражения внутренних органов и тканей организма токсичными веществами. Ситуация в регионах говорит о том, что бизнес по продаже суррогатного алкоголя, который процветал в нашей стране в 90-е годы XX века и, вроде бы, ушел безвозвратно, по-прежнему существует. Кроме того, теперь он базируется на современной платформе – Интернет-магазинах и социальных сетях. Фальсификация спиртного является самой серьёзной проблемой потребительского рынка, поскольку приводит к смертельному исходу. России требуются срочные меры на законодательном уровне по решению вопроса.
Главный редактор портала об индустрии питания foodnews-press.ru Дмитрий Гордеев
foodnews-press.ru
glavred@foodnews-press.ru
glavred@foodnews-press.ru