Почему в России огромные сельхозполя зарастают?

22 Мая 2012
«Если говорит о земле, то нельзя допустить снятия категории «земли сельскохозяйственного назначения, - рассказал председатель Комитета Государственной Думы РФ по аграрным вопросам Николай Панков в интервью журналисту Российского аграрного движения. - Дело в том, что в настоящее время на рассмотрении Госдумы находится очередной законопроект, который может сыграть роковую роль для России, страны, где споры о земле, её статусе, принадлежности не утихают в течение нескольких столетий. И сегодня эта тема находится на острие иглы, становится предметом диаметрально противоположных мнений и действий».
- Николай Васильевич, в России много земли, но её всё равно не хватает. А как в целом выглядит статистика по землям сельскохозяйственного назначения?

- К земле надо относиться, как к самому главному государственному достоянию, эта категория нуждается в строгой регламентации и порядке. Иначе проблем станет больше. У нас в России 115,1 миллиона гектаров пашни, которая используется для производства сельскохозяйственной продукции. Вся посевная площадь и чистые пары составляют 90 653 миллиона гектаров, или 78 процентов от всей пашни.

На первый взгляд, не так уж и мало, но в прошлом году 25 миллионов гектаров не использовалось. Из них от 2-х до 10 лет пустует более 10 млн. га, зарастает и деградирует более 10 лет - 7,6 млн. гектаров. После проведения агротехнических работ в оборот можно вернуть всего 12,7 миллиона гектаров. Остальные земли настолько запущены, что потребуют больших капитальных затрат.

- Почему пустуют земли, предназначенные для производства сельскохозяйственной продукции, есть ли в этой проблеме ясность?

- Причин много. Вы же знаете, что в начале 1990-х годов прошлого столетия в стране началась земельная реформа. Всю сельскохозяйственную землю распределили по паям. Списки составляли спешно, с ошибками, что потом породило много судебных споров и недоразумений. Спустя некоторое время многие граждане свои паи продали и уехали в город, другие - не спешили продавать, но и обрабатывать не стали. Часть паёв оказалась в общедолевой собственности.

На развалинах прежних колхозов редко появлялись успешно работающие агрохолдинги. Чаще всего ничего не менялось. В итоге оказалось, что 12 миллионов крестьян получили 115 миллионов гектаров земли лишь на бумаге. А сельскохозяйственные организации, обрабатывающие эти площади, фактически не оформили на них свои права. Это очень сложная проблема, которая многим сельхозпредприятиям мешает эффективно работать. Представьте себе, за все эти годы государственная регистрация прав на землю завершена лишь на 18 миллионов гектаров, остальные площади юридически «гуляют».

В 2002 году была проведена кадастровая оценка земель без проведения их кадастрового учёта. Крестьян обязали оплатить землеустроительные услуги и завершить регистрацию прав. Однако правила установили очень сложные, так что регистрация одного пая растягивалась на год. Кроме того, резко выросли цены на услуги. И вот, сегодня картина такая: по площади пашни на душу населения Россия входит в пятёрку стран планеты, располагая 9 процентами сельскохозяйственных угодий мира.

Вместе с тем, на первое января 2009 года площадь невостребованных земельных долей составляла 25,6 миллиона гектаров, или 23,9 процента от всей земли, находящейся в долевой собственности. Даже те участки, которые обрабатываются, в большинстве своём должным образом не зарегистрированы и не поставлены на государственный кадастровый учёт. Впрочем, в каждом регионе свои особенности.

Парадокс состоит в том, что земля не обрабатывается, но при этом свободных площадей нет. А в южных, чернозёмных зонах и вокруг крупных городов и промышленных центров она стоит очень дорого. Этот парадокс обнаружился, когда власти решили наделить многодетные семьи земельными участками. Вот тут вдруг и оказалось, что свободных участков-то и нет. Даже та земля, которая уже заросла лесом, кому-то принадлежит.

- С первого июля 2011 года вступили в силу изменения, внесённые в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в результате чего должен начаться процесс изъятия неиспользованных земель. А что получилось на деле?

- К сожалению, закон на этот процесс повлиял незначительно. На мой взгляд, он полностью проблему не решил, потому что в нём указана такая норма: земля может изыматься только в том случае, если не используется по назначению в течение трёх лет. Однако, в этом условии есть «лазейка», которая тормозит процесс.

Человек, который не обрабатывает землю и никогда не пытался на ней что-то выращивать, передаёт её родственнику, и после этого необходимо ещё три года, чтобы провести изъятие участка уже у нового недобросовестного собственника. Конечно, есть примеры, когда земельные участки изымаются через суд, но их мало. Почему именно сейчас так обострился вопрос принадлежности земли? Потому что в агропромышленный комплекс приходят инвесторы, желающие производить сельскохозяйственную продукцию, а свободной земли нет, она кому-то принадлежит, но не «работает».

Мало того, снижаются её агротехнические кондиции, плодородие. Чтобы возродить к жизни такие участки нужно много денег. И здесь, конечно, необходимо наводить порядок. Чем собственно государство и занимается. Сегодня собственники земли платят незначительный налог - 0,3 процента от кадастровой стоимости участка. Но мы хотим для недобросовестных пользователей значительно поднять ставку земельного налога.

- На рассмотрении Государственной Думы РФ находится законопроект, в соответствии с которым из законодательства может быть исключена такая категория, как «земли сельскохозяйственного назначения». Поддержит ли аграрный комитет Госдумы принятие этого закона?

- Этот законопроект внесён депутатами Госдумы от фракций ЛДПР и Справедливая Россия» и направлен, как следует из пояснительной записки к нему, «на совершенствование и упрощение существующего порядка определения правового режима использования земель путём проведения зонирования, а также исключения института категории земель, как способа определения разрешённого использования земельных участков».

Проще говоря, они предлагают отказаться от классификации земель, чтобы не было такой категории как земли сельскохозяйственного назначения. Мы выступаем против этого и будем отстаивать свою позицию. Классификация должна остаться, потому что завтра мы получим новую проблему - эти земли будут застроены коттеджами, развлекательными комплексами, торговыми центрами. Земля перейдёт к собственникам, которые не заинтересованы в производстве сельскохозяйственной продукции. Сейчас в стране развиваются крупные агрохолдинги, внедряется новая культура земледелия, и государство, ставя задачу об обеспечении продовольственной безопасности страны, в первую очередь, делает ставку на сельское хозяйство.

С нашей позицией согласен и председатель Российского аграрного движения Виктор Алексеевич Зубков, который поднимал эту проблему в ходе своей поездки в Брянскую область. Он также считает, что ни в коем случае нельзя снимать категорийность с земель сельскохозяйственного назначения.

- Очевидно, внесение таких изменений кому-то выгодно?

- Мне кажется, что отмену классификации земель специально лоббируют. И не случайно лоббисты пытаются провести эту норму через оппозиционные партии, потому что «Единая Россия», как защитник государственных интересов, в таком виде законопроект не поддержит. Хочу подчеркнуть: земли сельскохозяйственного назначения должны работать на человека, а они в структуре земельного фонда России являются крупнейшей категорией после лесных угодий и составляют более 23 процентов.

Предлагаемые законопроектом предложения поставят под угрозу существование всего агропромышленного комплекса. В результате третья часть граждан России, проживающих в сельской местности и ежедневным трудом обеспечивающие продовольственную безопасность страны, окажутся в трудном положении. Кроме того, указанные нововведения приведут к массовой потере ценных и особо ценных земель, снижению их плодородия, нарушению агроландшафтов, являющихся национальным достоянием России.

В настоящее время отношения, связанные с владением, использованием и распоряжением земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», передает ИА «Казах-Зерно». Это позволяет сохранять на определённом уровне необходимую для развития АПК площадь.

Уверен, принятие данного закона выгодно тем людям, которые рассматривают земли сельхозназначения как средство для наживы. Их беспокоит только собственный кошелёк, а не жизнь аграриев. В конечном итоге, находчивые предприниматели окажутся в плюсе, а пострадает от этих действий человек, проживающий на селе.

Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, который, в соответствии с Решением Совета ГД является соисполнителем по этому законопроекту, определил свою позицию и настаивает на том, чтобы не поддерживать в таком виде данный законопроект и отклонить его при рассмотрении в первом чтении.