Алексей Костин: Мы пройдем европейский путь развития органики

13 Февраля 2014
Председатель совета директоров ООО «АгриВолга», представитель правления Национального союза производителей и потребителей органической продукции Алексей Костин поделился опытом компании «АгриВолга» в формировании рынка органической продукции на конференции
«Формирование рынка органической (био) продукции. Российский и зарубежный опыт», прошедшей на выставке ПРОДЭКСПО-2014. Россия, полагает он, обладает уникальными преимуществами в развитии этого рынка, и имеет хорошие шансы воспользоваться ими.
По словам Алексея Костина, в весеннюю сессию в Госдуму будет внесен закон, регулирующий производство и сбыт органической сельскохозяйственной продукции, и его принятие даст импульс развитию всего рынка.
«Производителей органики становится больше с каждым годом, - сказал он. – Но нет сопутствующих рынков, и это очень большая проблема для нас. На Западе фермеру, решившему, к примеру, разводить органическим способом птицу, достаточно пройти сертификацию и начать работать на собственном подворье. У нас, помимо того, что и законодательно не сформулировано, что такое «органический способ», сложности возникнут ото всюду. Не купить органические корма – а значит, придется и пахать, и сажать, и обрабатывать, и хранить те же корма самостоятельно. И маленькая органическая ферма превращается таким образом в большое предприятие, требующее инвестиций в миллионы рублей».
Органическим сельхозпроизводителям требуется гораздо больше земли, замечает Алексей Костин, парк техники, и в результате фермеры продают так называемую «фермерскую продукцию», тогда как массовый переход к органическому производству сегодня невозможен. Конверсия требуется не только для земли, которую нужно подготовить для органического земледелия, но и для животных. Органическим может стать лишь потомство стада, и на это требуется от трех лет. Есть любопытные нюансы: «Мы развиваем свою, ярославскую породу коров, несмотря на то, что она дает молока вдвое меньше той же голштинской, - рассказывает Алексей Костин. – Зато у «местных» коров лучше резистентность, сопротивляемость воздействию местных же инфекций. И в итоге мы можем ограничиться лишь перечнем обязательных по закону прививок, а дальше корова будет спокойно жить в привычной среде».
По мнению Костина, производители органической продукции неизбежно придут к кооперации. «Свои средства производства – это одно, поясняет он, - но ведь есть и объективные, к примеру, климатические условия. До 70% рациона на птичьем подворье составляет кукуруза, но я не могу вырастить ее у себя в Ярославской области, а южные хозяйства – могут. Кооперация должна возникнуть на всех производственных этапах, в том числе и на последнем – органической переработки уже готовой продукции. По этому пути и пойдет развитие российской органики».
Алексей Костин считает, что одновременное существование рынков ГМО и органических культур вполне возможно, что убедительно доказано опытом США, где тот и другой рынки – крупнейшие в мире, и вполне бесконфликтно сосуществующие. Однако в России, где рынок долгое время был закрыт для ГМО, это может оказаться преимуществом в долгосрочной перспективе, и лучше было бы сохранить статус-кво.
«Скоро, - полагает он, - мы пройдем тот путь, что уже прошла Европа. Специализированные магазины, продающие органические продукты, уже существуют, например, наш «ОрганикМаркет», где помимо собственного бренда «Углече поле» большую часть занимают западные товары, в основном европейские и американские. Интерес, спрос на эту продукцию растет, и крупные торговые сети тоже начинают реагировать. Этот путь – наиболее перспективен: потребители предпочитают отечественные органические продукты, и их появление сперва на полках, а затем и на целых стендах в крупных сетях неизбежно приведет к успеху».
Мария Иванова
пресс-служба "АгриВолга"