Собрали больше, чем при Союзе, а сгноим сколько?

27 Октября 2011
Доступ к крупным российским портам казахстанским экспортерам зерна закрыт, сообщил на этой неделе журналистам в кулуарах совещания по организации перевозки зерна управляющий директор АО «Национальная компания «КТЖ» Канат Альмагамбетов.

Это объясняется тем, что в самой России увеличился экспорт из-за рекордного урожая. «Большое скопление российских зерновозов и российского зерна. Они (порты) буквально с конца июля и до конца года будут загружены. Поэтому большие порты - Новороссийск, Туапсе - для нас закрыты», - сказал Альмагамбетов. По его мнению, для казахстанской стороны «ситуация понятная». «Работаем сейчас через мелкие порты: Заречное, Азов, Ейск», - пояснил он.

Конечно, мы все понимаем, но что делать с урожаем?

Вагонов нет, а если бы они и были - на запад путь заказан

Казахстан намолотил около 30 млн. тонн зерна. Побиты все рекорды урожайности со времен Советского Союза. (Впрочем, и тогда рекордные урожаи сгнивали на корню). В частности, в Костанайской области собрано 8,7 млн. тонн с урожайностью 20,2 ц/га, в Северо-Казахстанской области - 8,7 млн. тонн (22,4 ц/га), Акмолинской области - 7,1 млн. тонн (16,7 ц/га). Качество 90% пшеницы оценивается по мировым стандартам на уровне 1-3 класса.

Напомним, что в этом году МСХ оценило экспортный потенциал зерновых в 15 млн. тонн. Вот только как такового экспорта нет.

Как будто прошлые годы не научили наших чиновников от Минсельхоза тому, что наши соседи-россияне пока не решат свои проблемы, нам не помогут. Вот и на этот раз российские компании не предоставили Казахстану обещанного количества вагонов для отгрузки зерна. Об этом сообщил президент Зернового союза Казахстана Нурлан Тлеубаев.

- На российских владельцев вагонов оказывается сильнейшее административное давление, чтобы они нам не помогали, - считает Тлеубаев. - Потому что им самим надо спасать зерно. 16 сентября я встречался с представителями российских компаний. Ими было обещано: в конце сентября к нам придет порядка тысячи вагонов, но зашло гораздо меньше.

Внутренние элеваторы уже забиты под завязку. И пока не вывезем зерно из страны, элеваторы не будут освобождаться. А значит, проблема фермеров по сдаче зерна не решится.

По словам участников рынка, рынок зерна практически дестабилизирован, нет вагонов, чтобы разгрузить зернохранилища. Элеваторы с середины уборки не принимают зерно, и часть собранного урожая остается под открытым небом и портится под воздействием атмосферных осадков. Многим грозит банкротство.

А тем временем правительство и КТЖ проводят еженедельные совещания по спасению рекордного урожая. Заключаются договоры с операторами вагонов, которые обещают их предоставить: кто - 50, кто - 150, кто - 200. На битву за урожай бросают и те вагоны, в которых раньше перевозились другие грузы, глинозем, к примеру, теперь они требуют промывки. Вот только вагонами этими оперируют все те же россияне.

Дефицит порождает коррупцию, а коррупция – дефицит

Конечно, сейчас каждый вагон может оказаться спасительным для крестьян. Но откуда взялся вообще этот дефицит? О нехватке зерновозов говорилось на протяжении последних лет десяти. Но о том, что сделано для устранения этой проблемы - ни слова. Зато известно, что в этом году Продкорпорации выдали 2,5 тысячи вагонов-зерновозов. Ну а кому же еще?

Пожалуй, это единственная компания в республике, не испытывающая проблем с перевозкой зерна. Вот так и был создан дефицит вагонов в Казахстане. На экспорт вывозится не тысяча тонн зерна, ни десять, а как минимум 15 000 тонн, а это составляет 55 вагонов, что сейчас в дефиците, - поделился с корреспондентом издания «КазахЗерно.kz» представитель крупного частного экспортера зерна из Казахстана.

- Мы устали уже об этом думать, когда же решится проблема с зерновозами-вагонами. Я лично обращался к управляющему директору АО «НК «КТЖ», но тот лишь сказал, не ждите вагонов ни сейчас, ни в ноябре лишние вагоны предоставить не смогут.

В первоочередном порядке они выделили вагоны АО «Продкорпорация». Но нам предложили в ноябре получить крытые вагоны, но мы отказались, это очень нерентабельно для нас, - сообщил зернотрейдер.

- Сейчас мы простаиваем, пытаемся искать возможные выходы на порт Махачкалы, правый берег, но и там сейчас проблема. Там сейчас пустуют два терминала, восьмитысячники, но этого для наших объемов очень мало. Мы планируем туда отгрузить 65 вагонов, то есть 25 000 пшеницы, - рассказал в телефонной беседе представитель крупного экспортера зерна.

Кроме того, он отметил, что его партнеры, другие экспортеры зерна решили все-таки свою проблему с экспортом через личные знакомства в АО «КазАгро», Продкорпорации и АО «НК «КТЖ».

- Мы также обращались в КазАгро, где обещали решить наш вопрос с вагонами. Но и от этого варианта мы отказались, их услуги «по решению вопросов с вагонами» оказались для нас невыгодны в денежном варианте, - добавил представитель.

Нам удалось получить комментарий представителя дирекции грузовых перевозок АО «НК «КТЖ». При этом мы представились как сотрудники компании крупного экспортера зерна, на наш запрос ответили следующим образом.

- Думаю, Вам нужно лично обращаться к президенту КТЖ, г-ну Мамину. Мы не можем решить ваш вопрос до конца года. У нас нет вагонов, ни крытых, никаких, - сообщил представитель дирекции.

Как видим, ажиотажный спрос на вагоны продержится еще до конца года и, конечно же, вряд ли что-то изменится.

Заграница нам поможет?

Россия не дает вагоны, не пускает в свои порты, может, пойдем на восток? Но оказывается, что и экспорт зерна в китайском направлении по объемам пока незначителен, о чем сообщает ответственный секретарь Министерства сельского хозяйства (МСХ) РК Евгений Аман.

«Некоторое движение пошло. По сведениям, которые у нас есть, в октябре около 40 вагонов ушло в том направлении», - сказал Е. Аман в кулуарах международной сельскохозяйственной выставки. При этом он добавил, что пока в этом направлении работает 1 компания. «Дальше будем наблюдать, как будет развиваться, каких-то серьезных контрактов пока нет», - отметил он.

Напомним, что ранее между Казахстаном и Китаем была достигнута договоренность о возможности экспорта зерна в эту страну и транзитом через нее. Однако у казахстанских зерновиков этот маршрут не пользовался популярностью из-за жестких требований китайской стороны по перевозке зерна, что, в свою очередь, влекло повышение стоимости его транспортировки. И то, что Правительство выделило средства на удешевление транспортировки зерна урожая 2011 года в размере $40 на тонну, пока ситуацию не спасает.

В пику России готова предоставить Казахстану 600 зерновозов Грузия. Правительство Казахстана приняло решение активизировать работу по привлечению дополнительного парка зерновозов. По мнению властей, необходимо ускорить темпы отгрузки зерна на экспорт и внутри республики и привлечь дополнительно до 5,7 тысяч вагонов. По данным КТЖ, инвентарный парк зерновозов в настоящее время составляет 5,2 тысяч единиц вагонов, при этом потребность на октябрь-декабрь составляет 10,5 тысяч единиц. Грузия нам обещает помочь с 600 зерновозами. АО «НК «КТЖ» намерено диверсифицировать маршруты поставок зерна за счёт кавказского направления, чтобы избежать заторов на границах с Центрально-Азиатскими странами.

Сейчас идет некоторое сгущение погрузки в южном направлении, это и Узбекистан, и Таджикистан, и Афганистан через Узбекистан, и Иран по сухопутным маршрутам. Это связано с ужесточением на внешних границах Таможенного союза контроля уполномоченными органами.

«Узбекская сторона тоже пытается разрешить ситуацию. Чтобы не потерять в обороте крытые зерновозы, мы приняли решение туда немножко придержать погрузку, а увеличить на Азербайджан в связи с тем, что в этом направлении у нас погрузки мало. Мы планировали в октябре почти 110 тысяч тонн отгрузить, погружено на сегодня всего 40 тысяч тонн», - пояснил представитель КТЖ.

В Грузию же, по его данным, с начала месяца «погрузили 20 тысяч тонн при плане 30 тысяч тонн». «До конца месяца, я думаю, мы прогноз осилим. В Грузию мы раньше 10-15 тысяч тонн грузили. Увеличение связано с тем, что потребление в самой Грузии возросло, может быть, они осваивают и другие рынки», - добавил он.

Все идет по плану

И все же темпы отгрузки и перемещения зерна пока не могут устроить никого. Представитель МСХ Сакташ Хасенов даже выразил сомнения на счет того, каким образом мы будем в ноябре отгружать на экспорт миллион тонн зерна. Ну и что с того, что для экспортеров упрощены разрешительные процедуры, а именно - экспортеру не нужно предоставлять санитарный сертификат по зерну?

Немного статистики: в октябре наши мукомолы погрузили 246 000 тонн муки, это составляет 156% плана, в октябре прошлого года это составляло 146%. С начала года погружено 847 000 тонн муки пшеничной, 455 тыс. тонн - по Казахстану, 290 тыс. тонн муки - на экспорт. В частности, в Узбекистан погружено 92 000 тонн, в Таджикистан - 69 тыс. тонн муки, в Кыргызстан - 44 000 тонн. Мука была погружена в 652 вагона, 1 284 крытых вагона. 455 000 погружено на экспорт, 390 000 тонн погружены на внутренние перевозки.

... И напоследок. Чем закончилось последнее совещание представителей МСХ и АО «НК «КТЖ»? Они озвучили свои планы, которые должны быть реализованы до конца года. Среди них значатся такие: в ноябре страна должна экспортировать более миллиона тонн зерна; 24 крытых вагона будут предоставлены на Китай, РФ; будет субсидироваться транспортировка на направление в Китай.
Согласитесь, очень осторожное планирование.

Видимо, боятся чиновники, что их новые партнеры грузины ли, китайцы, не «кинули» их также, как и россияне. О чем и говорит еще один пункт в их планировании, дословно: «Получать на ноябрь и декабрь согласованные заявки от производителей, трейдеров на подвижной состав в соответствии с реальными возможностями государства. Реально на ноябрь КТЖ готово рассмотреть 1 300 000 заявок на вагоны, не забрасывайте нас лишними заявками, подавайте уже заявки сейчас». Газета «КазахЗерно.kz»
Алексей АСТАНИН
Информационное Агентство «Казах-Зерно»