Морской порт Актау с начала года отгрузил почти 200 тыс. тонн зерна

7 Ноября 2011
В этом году казахстанские хлеборобы получили небывалый за последнее время урожай зерновых – около 30 млн. тон. Как оказалось на поверку, большой урожай обернулся для аграриев немалым разочарованием. Казахстанские зерновики столкнулись с проблемой, хорошо знакомой еще с 2009-го урожайного, когда из-за нехватки зернохранилищ и вагонов-зерновозов, они вынуждены были метаться в поисках заветных вагонов, дабы не сорвать заключенные ранее контракты на поставку зерна.

И вот Казахстан снова в лидерах по намолоту зерновых. А зерновики сегодня вынуждены снова выискивать вагоны. Да еще Актауский международный морской торговый порт не благоволит отечественным зерновикам. В адрес ИА «Казах-Зерно» поступают последнее время жалобы со стороны зернотрейдеров на невозможность отправить свой ценный товар через морпорт Актау. Наш корреспондент, будучи в Актау, встретился с начальником железнодорожной станции Мангышлак Ерикпаем Нурабаевым, чтобы узнать, как решаются вопросы перевозки зерна на вверенном ему участке, ведь Мангышлак – это ворота порта Актау.

Глава отделения дороги заверил нас, что «Казахстан темир жолы» в лице Аскара Мамина обеспокоен проблемой перевозки зерна всех производителей, как крупных, так и мелких. В связи с этим ему было поручено сократить время простоя вагонов, пересмотреть приоритеты перевозки товаров, и делать свою работу своевременно. По мнению главы отделения дороги, проблема имеется - это нехватка вагонов-зерновозов.

- Какова текущая ситуация на вашем отделении дороги?

- В данный момент завершается работа по строительству ж/д линии Узень- госграница Туркменистан, протяженностью 146 км, 2 станции, 5 разъездов. Работа завершена, всего планируется 180 персонала. К настоящему времени приняли 115 человек. Они обучены, скоро ждем официального открытия.

Задачи выполняются, грузопоток увеличится после ввода этой дороги. Наше Мангистауское отделение дороги имеет межгосударственные пункты с Узбекистаном, железную дороги на морской порт Актау.

С 2007 года мы являемся самостоятельным отделением КТЖ, не самым крупным. Ранее мы подчинялись Атыраускому отделению дороги.

- Каковы взаимоотношения с портом Актау? Имеются ли проблемы?

- С портом Актау тесные контакты, через морпорт Актау грузы уходят в Европу. Идут сухогрузы из Ирана, нефть идет на Азербайджан. Там в основном 80% нефтеналивные грузы, оттуда паромами и танкерами вывозят дальше.

Между морским портом Актау и нашей железной дорогой есть участок железной дороги 18 км, принадлежащей АО «Каскор Транс Сервис», или в просторечье Каскор. Мы вагоны сдаем Каскору, Каскор далее сдает груз в морпорт. Из порта также мы принимаем грузы и отправляем далее.

- Какова ситуация с перевозкой зерна?

- Мы не погружаем зерно. То, что нам грузят, то и мы перевозим. Проблем нет ни с состоянием путей, ни с локомотивным хозяйством.

Далее мы передаем груз Каскору. Вагоны КТЖ, а Каскор сам отгружает потом на своих тепловозах. У нас есть станция Актау-порт, там персонал Каскора принимает вагоны наши, там происходит обмен вагонами. Они принимают от нас груз, потом вагоны порожняком к нам идут.

- Как вы оцените возможности по перевалке зерна в направлении порта Актау? Каковы взаимоотношения с Ак Бидай Терминалом?

- Основной груз порта, самый первый груз - это нефть. Ежемесячно 10 000 цистерн-вагонов делают перевалку по трем терминалам.

Второй груз - металл, из Караганды и сталь из Павлодара, это где-то 170 000 тонн, это 3 500 вагонов ежемесячно. И направление зерно - сезон, среднесуточная выгрузка где-то 40 вагонов. Там по 22 000, специальные резервуары Ак Бидай.

Следующее - это паромный комплекс, грузят вагонами, прямо на корабли, туда идут паромы по 28 вагонов вместимостью по 54 вагона. Грузы - это товары народного потребления из Азербайджана, зерно осенью или зимой, остальное сухогрузы.

В отношении зерна часты простои вагонов. Терминал надо расширять. Вынуждены были ограничить лимит простоя вагонов на терминале на 10 часов.

Лично я считаю, что сейчас надо все усилия по перевалке направить на вывоз зерна. Лучше их перевозить в зерновозах, а не в крытых вагонах.

26 миллионов мы не вывезем, мощности маленькие. Надо было готовиться к этому заранее.

Железнодорожный паромный комплекс осуществляет накат-выкат вагонов следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. За 10 месяцев 2010г. через паромную переправу отправлено 9004 вагона, т.е. 29 вагонов в среднем в сутки (804кр, 80пл, 39пв, 6087цс, 35лед, 1959 пр). Накат произведен на 262 парома, т.е. ежемесячно 26 паромов.

С парома принято 6363 вагона, т.е. 20 вагонов в среднем в сутки (1336 кр, 103 пл, 693 пв, 2412 цс, 791 лед, 1028 пр).

Выкат произведен с 255 паромов, т.е. ежемесячно 26 паромов.

Что касается АО «Ак Бидай Терминал», то его вместимость 22 000 тонн. При выгрузке зерна через терминал предусмотрено одновременная подача 6 вагонов, фронт выгрузки 1 вагон и в сутки выгружается 24 вагона при подкатке и откатке лебедки.

За 10 месяцев 2011года нами выгружено 3017 ваг/196105 тонн только зерна. http://www.kazakh-zerno.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=47363&Itemid=80
Кербез Каримова
Информационное Агентство «Казах-Зерно»