Возможности и ограничения зернового экспорта РФ

9 Апреля 2012
Бесспорный потенциал России, как доминирующего и надежного экспортера на сцене глобального зернового рынка, ограничивают серьезные проблемы логистической инфраструктуры и портовой бюрократии, требующие актуальных решений.
Согласно отчету, посвященному портовой зерновой инфраструктуре России, который был представлен департаментом ФАС Министерства сельского хозяйства США, фактические объемы экспорта российского зерна могут значительно превысить реальные экспортные возможности России.
На сегодняшний день экспортные мощности России оцениваются аналитиками приблизительно на 25 млн. тонн экспорта зерна в год. Помимо перевалочных мощностей в глубоководных портах Черного моря, портах Волго-Донского бассейна, Азовского моря и незначительной части зерновых терминалов на Каспийском море и Дальнем Востоке России, приведенная цифра включает также линии по прямой отгрузке зерновых из железнодорожных вагонов на суда, а также использование экспортных мощностей портов соседних стран.
Согласно цифрам, приведенным в отчете, портовые мощности по экспорту зерна из России сегодня распределяются следующим образом: Новороссийский порт способен отгрузить максимальный объем зернового экспорта - 11,5 млн. тонн в год. Порт Туапсе имеет зерновой терминал вместимостью 100 тыс. тонн, который способен принять на экспорт 2,5 млн. тонн зерна в год. Тем не менее, из-за загруженности транспортной инфраструктуры вследствие ведения строительства в Сочи, порт Туапсе до настоящего времени так и не работал с полную мощность. Совокупные возможности экспорта зерновых через мелководные порты в бассейнах Волги, Дона и Азова аналитики оценили в 8-10 млн. тонн в год.
В докладе также отмечается, что существующая инфраструктура экспорта российского зерна имеет целый ряд проблем, которые значительно ограничивают эффективность ее работы. При этом, в качестве основных факторов, сдерживающих экспортную деятельность во всех российских портах отмечены не фактическая скорость перевалки зерновых грузов в портах, а, главным образом, ограничения в скорости и технических возможностях доставки зерна вследствие неразвитой железнодорожной логистики, бумажных бюрократических проволочек и пр. Сложившаяся ситуация время от времени усугубляется задержками погрузки судов в портах вследствие неблагоприятных погодных условий. К примеру, в порту Ростов движение экспорта может быть приостановлено на несколько дней по причине снижения уровня воды в реке, вызванного ветрами.
Марина Елшанская
"Адепт-Групп", группа компаний
info@adept-group.biz
Зерновые терминалы в России