Доклад Директора ФГБУ "Центр оценки качества зерна" А.В.Хатунцова в международном "Зерновом форуме Сибири 2011"

5 Августа 2011
Добрый день уважаемые участники форума!
ФГБУ «Центр оценки качества зерна» является подведомственной Россельхознадзору организацией и в начале своего выступления по поручению, и от лица Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сергея Алексеевича Данкверта передаю слова приветствия участникам Зернового форума Сибири-2011, пожелания плодотворной работы на форуме, а так же не менее плодотворных результатов в производственной сфере.

Зерно и продукты его переработки являются национальным достоянием и мощным фактором обеспечения продовольственной и экономической безопасности страны.
За последние годы зерновая отрасль стала одной из важнейших частей российского АПК. Она полностью даже в трудный неурожайный для страны 2010 год, обеспечивает внутренние потребности и позволила стране в последнее время занять ведущие позиции в мире по экспорту зерна.
Парадоксально, но в России, принимая Доктрину продовольственной безопасности, одновременно в рамках мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти уничтожается система государственного контроля за качеством и безопасностью зерна.
Скорбно говорить об этом, но на сегодняшний день действие Федерального закона от 05.12.1998 ¹ 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки», главы IV «Закона о зерне» и ст.1 Федерального закона от 16.03.2006 года ¹41-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле за качеством и рациональном использовании зерна и продуктов его переработки» признается утратившим силу. Виной тому два Федеральных закона:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» признан утратившим силу, а также Федеральный закон от 19.07.2011 ¹ 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании».
Между тем в Канаде, США, странах ЕС и др. эти функции укрепляются, превращаясь в традицию сельхозпроизводителя производить только качественную продукцию.
У государств-партнеров России по Таможенному союза, Казахстана и Белоруссии, в отличие от нас, существуют национальные системы контроля качества и безопасности на внутреннем рынке, которые обеспечивают соответствующие уполномоченные государственные органы. Национальные законодательства этих стран обеспечивают необходимый уровень безопасности и качества зерна и продуктов его переработки.
Уже был пример, когда системный государственный контроль безопасности и качества всей зерновой продукцией на всех стадиях их производства - от поля до прилавка – перестал осуществляться в России с упразднением Росгосхлебинспекции в 2004 году и получили взамен – коллапс на зерновом рынке. В 2005г. Росельхознадзору переданы усеченные полномочия по надзору за качеством и безопасностью государственных ресурсов зерна, крупы, комбикормов при их закладке на хранение, а также при ввоз (вывозе) в страну.
Следует отметить, что отсутствие контроля со стороны государства при хранении и перемещении зерна внутри страны привела к резкому снижению качества зерна.

Общие выявления некачественного и опасного зерна на внутреннем рынке до 2004 г. составляли менее 1 % от проверенного, через 2 года при отсутствии государственного контроля они составили более 19 % и не только не снижаются, а имеют тенденцию к повышению. В первом полугодии 2010 года выявления составили более 3,6 млн.т. или 30 % к проверенному объему.
Проведенная по поручению Правительства Российской Федерации выборочная проверка условий хранения и качества зерна на хлебоприемных предприятиях показала, что отсутствие государственного контроля за качеством зерна, в том числе при его хранении, позволяет некоторым безответственным руководителям предприятий не обращать внимание на качество хранимого у них зерна, доводя ситуацию до абсурда, когда хранимое зерно испорчено при хранении на столько, что не может быть пригодно даже на технические цели.


Эти факты заставляют задуматься о необходимости системы контроля и ответственности.
В соответствии с полномочиями Россельхознадзором было немало сделано для совершенствования системы организации контроля безопасности и качества зерна, включая создание современной инструментальной и методической базы, о чем свидетельствуют лаборатории референтных центров Россельхознадзора, ведущее место среди которых занимает Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки».
Только за 2009 год успешный зерновой год через руки специалистов Учреждения прошло более 80 млн. тонн зерна и продуктов его переработки, в том числе подтверждено сертификатами качества 34,9 млн.тонн. При этом было выявлено 7,6 млн. тонн продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов по показателям качества и безопасности (21,6 % от сертифицированного объема) в том числе:
6,4 млн.тонн продукции зараженной вредителями хлебных запасов;
163 тыс.тонн продукции с превышением МДУ по показателям безопасности;
более 10 тыс.тонн дефектной по запаху продукции;
997 тыс.тонн продукции не соответствующей по другим показателям качества.

При этом стоит понимать, что отсутствие государственного контроля при экспортных поставках зерна уменьшит конкурентоспособность России на международном рынке зерна, так как ведущие экспортеры: США, Канада, Австралия имеют аналогичные системы, оборот зерна строго регламентирован и это не только не мешает бизнесу, но и способствует занимать лидирующие позиции в мире, а мы хотим после того как в 2009 году заняли третье место в мире по экспорту зерна, у себя эту систему исключить.
Также возрастет риск умышленной или неумышленной экономической диверсии, поставки некачественной продукции, которая потом ударит в целом по государству, а не только по конкретной кампании. Просто мы проходили такую историю, когда во всех ведущих газетах Египта публиковалась информация, что российское зерно очень плохое, некачественное. И ни одна российская компания никакого опровержения не написала, пока государственные структуры не вмешались и не отстояли интересы качества российского зерна.
Подобная ситуация была и в отношении Украины, после того, как там было передоверено сопровождение зернового груза документами о качестве иностранным сюрвейерским компаниям, страна была практически вытеснена с зерновых рынков Египта и Пакистана. Осознав свою ошибку, сегодня Украина возродила хлебную инспекцию, наделив ее широкими полномочиями.
Система подтверждения соответствия, которая в будущем в России, по мнению «реформаторов», может заменить систему государственного контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, уже сегодня демонстрирует свою несостоятельность. Так, весь объем некачественной и опасной продукции, ежегодно выявляемый специалистами испытательных лабораторий Россельхознадзора, а это от 2,5 до 7,5 млн.т. или от 10 до 27% от проверенной зерновой продукции, сопровождался декларациями о соответствии, официально зарегистрированными в реестре Ростехрегулирования органами по сертификации. Часть из этого объема сопровождалась сертификатами иностранных сюрвейерских компаний.
Система подтверждения соответствия, без государственного контроля и подтверждения качества, устранит государство от ответственности за качество и безопасность зерна, крупы, хлебобулочных изделий и создаст крайне неблагоприятные условия для производителей и переработчиков зерна, и приведет, в конечном счете, к снижению потенциала российского зерна и авторитета России на международном рынке зерна, потере миллиардов вложенных в зерновую отрасль бюджетных средств.
Уже сегодня мы наблюдаем картину, когда отсутствие государственного контроля за качеством и безопасностью зерна на внутреннем рынке России дает возможность хлебоприемным предприятиям и элеваторам диктовать сельхозпроизводителю заниженные показатели качества произведенного им зерна при его приемке. Тем самым занижается материальная выгода сельхозпроизводителя, что в последующем не стимулирует его к производству зерна высокого качества. В свою очередь отсутствие на внутреннем рынке произведенного зерна высокого качества, в дальнейшем повлияет на экономическую составляющую эффективности деятельности перерабатывающих предприятий и создаваемых сегодня высокотехнологических комплексов по глубокой переработке зерна.
Кроме того, при отсутствии государственного контроля за качеством, под видом низкокачественного товара из России может быть вывезено самое высококачественное зерно, в результате чего государство недополучит значительные суммы налогов, будет наблюдаться дефицит качественного зерна для производства высокосортной муки и крупы.
Таким образом, основой экономической эффективности сельхозпредприятия является производство высококачественного зерна и гарантии государства в защите его интересов, как на внутреннем рынке страны, так и на ее границах посредством государственного контроля.
В завершении выступления хотелось бы, чтоб участники сегодняшнего форума высказали свое мнение необходимости государственного контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработке и отразили его в резолюции Зернового форума Сибири-2011.
Спасибо за оказанное внимание.
А.А.Юрков
ФГБУ
105066, г.Москва, ул.Ольховская, д.16, стр. Телефон / Факс: +7 (499) 261-87-85 +7 (499) 267-62-83 +7 (499) 267-30-15
zernozerno@mail.ru
Участие Директора ФГБУ