«Дорожная карта» для краснодарских виноделов

8 Октября 2013
В том, куда власть планирует повести винодельческую отрасль и какова на этом пути роль винного бизнеса АЛКОЭКСПЕРТ постарался разобраться, обратившись к главам ведущих профильных союзов и ассоциаций.


Не заблудиться по дороге

Есть все основания надеяться, что российское виноделие находится на пороге серьезных перемен.В документе, подписанном главой отраслевого регулятора и губернатор главного российского виноградарского региона, намечен целый ряд направлений важных для развития всего российского виноделия. По сути, Краснодарский край становится «испытательным полигоном» винной реформы.

Документом, в частности, запланирована подготовка Доклада в Правительство по установлению минимальных розничных цен на вина и игристые вина. Будет проведена работа по подготовке основы системы качества любой винодельческой страны - реестра виноградных насаждений. В качестве одной из важных практических мер стоит отметить «создание межведомственной рабочей группы по выявлению и пресечению нелегального производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (с участием территориальных органов Росалкогольрегулирования, МВД, ФСБ, ФНС и других заинтересованных органов власти)»

Но и это далеко не все. ФС РАР готова рассмотреть возможность и целесообразность выведения«учета объемов виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта при их производстве и обороте»из системы ЕГАИС, которое предусматривало установку на винодельнях специальных счетчиков.Не менее революционными, на фоне нынешней фискальной политики государства, выглядят предложения о «замораживании» ставок акцизов для вин и игристых вин на целых пять лет. Есть и другие достаточно неожиданные идеи. Например, для розлива фермерских вин предлагается создать единое предприятие. В случае, если инициатива удастся, отечественных фермеров правильней будет сравнивать не с «гаражистами», а с большим кубанским кооперативным винзаводом, по типу тех, что существуют во французском Лангедоке.

Перечислять все предлагаемые меры можно еще долго. Всего в «Дорожной карте» 24 пункта, и крайне важно то, что появились они не «на ровном месте». Уже упомянутой «Дорожной карте» предшествовали, подписанный вице-премьером Дворковичем «Комплекс мер, направленных на развитие виноградарства и виноделия в Российской Федерации», План работы Росалкогольрегулирования по 2015 год, в котором ряд пунктов непосредственно касаются винодельческой отрасли.

Наконец, историческим решением многие считают Постановление Правительства, которое относит вина и игристые вина к категории «сельскохозяйственной продукции».

Все эти документы содержат указания на конкретные сроки исполнения каждого из пунктов. Учитывая их значимость для наиболее перспективного и интересного сектора российского алкогольного рынка, мы будем регулярно информировать читателей об исполнении впечатляющих планов федеральных и региональных властей.

По мнению Президента Союза виноградарей и виноделов России (СВВР) Леонида Поповича, благодаря всем этим инициативам «сейчас только складываются предпосылки для создания в стране нормальных условий работы, при которых виноградарю выгодно возделывать лозу, а виноделу делать из винограда вино».

Все разработанные государством документы можно назвать декларацией намерений что-то изменить в сложившемся в российском виноделии бедственном положении. Например, введение категории «Дорожная карта» для винодела «сельскохозяйственный продукт» на винный рынок, по мнению Бориса Катрюхина главы Винодельческого Союза, на рынок пока никак не повлияет. «Введение понятия «вино, как сельскохозяйственный продукт», не изменяет действия отраслевого закона по алкоголю от 22 ноября 1995 ¹171-ФЗ, так как все лицензионные требования к вину как к алкогольному продукту закреплены в этом законе, и они не изменились. При том, что площади виноградников остаются без изменений» - поясняет Борис Катрюхин.

Ключевым для отрасли моментом для винного рынка может стать рассмотрение комплекса поправок к 171-ФЗ, который будет рассмотрен в Государственной Думе в осеннюю сессию.

Подготовкой к изменению отраслевого законодательства сейчас заняты все активные объединения участников винного рынка - Союз виноградарей и виноделов России, Винодельческий союз, СРО виноградарей и виноделов, Ассоциация производителей игристых вин. Серьезную дискуссию вызвали острые предложения по реформированию рынка, подготовленные ФП РОСГЛАВВИНО, на которые сегодня был получен ответ Минсельхоза.

Именно от того, как изменения будут зафиксированы в 171-ФЗ и различных подзаконных актах, будет зависеть направление движения российского виноградарства и виноделия.

Проблемы отрасли

Опрошенные Алкоэкспертом главы винных союзов и ассоциаций называют несколько ключевых проблем, с которыми сталкивается сегодня отрасль. Нехватка собственного винограда при низкой привлекательности «длинных инвестиций» в виноградники, неподъемные лицензионные требования для малых хозяйств, неравная конкуренция с импортным и произведенным в России фальсификатом.

На самом деле, все эти проблемы вытекают одна из другой. В масштабе национального рынка рентабельным может быть только крупное производство с большими объемами продаж. При всей успехах развития российского «премиального» виноделия, на рынке сейчас найдется буквально один-два примера «бутиковых» виноделен, существующих без поддержки со стороны и развивающихся на доходы от продажи вина. А перед крупным хозяйством всегда стоит дилемма: поддаться запросам опта и сетевого ритейла, требующего в первую очередь «дать цену» или печально наблюдать за потерей позиций под давлением тех, кто эту цену дает любой ценой.

Заместитель руководителя профильного думского Комитета Виктор Звагельский оценивает долю фальсификата вина на рынке в 80%. Другую оценку приводит Винодельческий Союз - на уровне порядка 40%. Разница может объясняться тем, что Комитетом Госдумы учтен весь винный рынок, а ВинСоюз оценивает только производство внутри страны. В обсуждении проблемы винного фальсификата вообще странным образом не фигурирует импорт. «О каком винном рынке можно говорить, - возмущается глава СРО виноградарей и виноделов России Николай Пинчук, - когда средняя таможенная стоимость ввозимого в Россию вина, по официальным данным, колеблется в районе 47-48 рублей. Ситуация с фальсификатом сейчас вообще достигла угрожающих масштабов».

В такой ситуации все меры, направленные в адрес российского виноделия не стоит считать «льготами» или «поддержкой», считает Леонид Попович. Они лишь восстанавливают справедливость по отношению к людям, выращивающим виноград и делающим из него вино. Конкретных предложений в рамках этой общей стратегии выработано много.

«Кроме мер по оптимизации лицензионных требований для малых, крестьянских и фермерских хозяйств, - говорит Борис Катрюхин, - нами предлагались для всех винодельческих предприятий исключение счетчиков для учета виноматериалов. Мы выступаем за снижение размера госпошлины за получение лицензии для производителей вина из собственного винограда. Считаем необходимым для крестьянско-фермерских хозяйств сократить число согласований с ведомствами (охрана окружающей среды, МЧС и др.), работающими на основании отдельных федеральных законов, выступаем за снижение общей административной нагрузки на малые хозяйства, производящие вино и виноград. Кроме того, весьма важным является вопрос установления минимальных цен на вино и винодельческую продукцию».

Вверх по винной пирамиде

В России, на основании прежней редакции ГОСТа уже несколько лет действуют правила для производства вин «географических наименований». Если пользоваться аналогией с французской системой АОС, это подкатегория в рамках «столовых вин». Единственное жесткое требование к ней - производство вина из винограда, выращенного на территории Российской Федерации. Именно к этой категории сейчас относятся российские «премиальные» вина. Согласно вступившему в силу с 1 июля новому ГОСТу на винодельческую продукцию, обозначены и две новые категории более высокого уровня, в первую очередь, вино с защищенным географическим указанием. В ней сейчас, усилиями сообщества виноделов, выделяется «региональная» классификация.

«В прошлом году сообществом виноградарей и виноделов закреплено 5 основных региона российского виноделия - Кубань, Долина Дона, Ставрополь, Дагестан и, с видом на будущее, Кабардино-Балкария - напоминает Леонид Попович, - сейчас виноделами каждого из этих регионов проводится работа по определению более точных географических указаний. Например, Тамань для кубанского региона. В этом направлении инициатива, в первую очередь, должна принадлежать отраслевому сообществу, бизнесу. Виноделам надо самостоятельно решить - какие сорта винограда и другие характеристики будут определять региональную принадлежность. Роль власти - создать максимально доступные, привлекательные условия для производства вина из российского винограда под этой категорией».

Вершиной пирамиды качества, в перспективе, должна стать категория «Вина с защищенным наименованием места происхождения» - аналог французского АОС или итальянского DOCG. Пока же и эта категория, и предшествующая ей «региональная» пусты - ни одно российское вино еще не произведено в соответствии с их требованиями. Да и сами требования определены не до конца.

«Главный шаг, который уже сделала власть для нормализации положения на винном рынке - признание вина «сельскохозяйственным продуктом», - уверен Николай Пинчук, - в проекте поправок к 171-ФЗ есть самое главное - привязка производства к виноградарскому региону. За пределами регионов виноградарства «производства» вина быть не может, только его розлив. В этом я глубоко убежден».

Предлагаемая законопроектом отмена термина «виноматериалы», под которым понималось все, что угодно дает отрасли надежду, что виноградари смогут спокойно работать, не боясь конкуренции с производителями подделок. «Если продукты не из винограда востребованы рынком - пожалуйста, - считает Пинчук, - пусть они носят правильное название - «винные напитки».

Роль бизнеса

В значительной мере, все перемены происходящие сегодня на винном рынке - заслуга самого бизнес-сообщества. За последние годы его активность выросла многократно. Виноградари и виноделы в рамках нескольких профильных объединений стараются донести до власти свои предложения и многие из них находят отклик.

«Отраслью проделана огромная работа по взаимодействию с разными ветвями власти, - комментирует руководитель ФП РОСГЛАВВИНО Дмитрий Отряскин. - Нельзя не отдать должное тем успехам, которых за считанные годы добился СВВР под руководством Леонида Поповича в сотрудничестве с другими объединениями. Представительство крупных винодельческих предприятий на федеральном уровне сегодня эффективно обеспечивает Винодельческий Союз, возглавляемый Борисом Катрюхиным. Мы видим и усиления роли отраслевого СРО, развивающегося стараниями Николая Пинчука, прекрасно знающего специфику работы винодельческого хозяйства полного цикла и последовательно отстаивающего это направление. В отраслевом движении очень большое значение имеет личность человека, его опыт и крайне важно, что люди, являющиеся «лицом» профессионального сообщества учитывают весь спектр интересов добросовестных производителей.

Многие инициативы профессионального сообщества, в том числе и те, которые направило Президенту РОСГЛАВВИНО, подчеркивают готовность бизнеса к самоорганизации. Нельзя ждать от власти административного решения всех отраслевых проблем. Только сам добросовестный бизнес, беря на себя определенные обязательства и подтверждая готовность работать над качеством реальными делами, может добиться поддержки государства и совместными усилиями выстроить цивилизованный рынок. Для этого некоторым виноделам надо преодолевать старые схемы мышления».

Очевидно, что «Дорожная карта» развития российского виноделия для того, чтобы стать эффективной, должна включать два направления движения. Как со стороны власти к бизнесу в создании нормальных условий для выращивания винограда и производства вина, так и со стороны бизнеса - в консолидации отрасли, выработке российской системы качества вин, главным для которой будет работоспособность - по какому бы примеру она не создавались, историческому отечественному или европейскому.
Рената
kitmedia