Донские социологи изучили потребительское поведение жителей Ростовской области

6 Ноября 2013
Для оптимизации мероприятий по защите прав потребителей и эффективной реализации политики по повышению уровня правовой грамотности и информированности населения в вопросах защиты прав потребителей, по заказу Департамента потребительского рынка Ростовской области на территории Ростовской области специалисты Южно-Российского филиала Института социологии РАН провели социологическое исследование, касающееся вопросов защиты прав потребителей.
В исследовании приняли участие жители 5 городов и 3 районов Ростовской области. Опрос проходил в гг. Ростов-на-Дону, Таганрог, Азов, Новочеркасск и Батайск, а также в Каменском, Неклиновском и Семикаракорском районах. Всего было опрошено 2000 респондентов (1000 анкет было заполнено среди потребителей, 1000 – среди представителей организаций потребительского рынка).
Перед социологами была поставлена задача в числе прочего выявить предпочтения потребителей в товарах, производителях, розничных сетях и отдельных торговых точках; определить факторы, влияющие на потребительское поведение жителей Ростовской области.
В результате выявленных потребительских предпочтений целый ряд товаров и организаций был награжден региональной премией «Потребитель голосует – «ЗА!».
Как показали результаты исследований, донской потребительский рынок в различных сегментах характеризуется разной степенью конкурентности. Так, на рынках кондитерских и колбасных изделий имеются ярко выраженные лидеры с очень высокой долей предпочтений и хорошим соотношением рейтинг/антирейтинг. Примечательно, что ведущие марки в этих сегментах являются производителями из Ростовской области («Золотой колос» и «Тавр»).
Другие рынки – молочной продукции, мяса птицы, хлебобулочных изделий, бутилированной воды являются гораздо более конкурентными. И не всегда местные марки выдерживают напор со стороны продукции из других регионов. Особенно показательным здесь является рынок молочной продукции, ведущие бренды которого производятся либо в соседнем Краснодарском крае («Кубанская буренка»), либо ассоциированы с крупными молокопроизводителями страны, использующими сырьевую базу из центральной России. Местная же марка «На лугу», по оценке потребителей, уступает аналогам в качестве.
Уступают донские продукты в популярности среди покупателей и в таком сегменте, как бутилированная вода. Но это вполне объяснимо, поскольку богатейшими ресурсами минеральных вод обладают северо-кавказские республики. Если на рынке хлебобулочных изделий лидирующие позиции местных производителей закономерны (Аютинский хлеб, Юг Руси), то закрепление на первом месте «Азовской птицефабрики» можно считать большим успехом.
В целом, донские производители предлагают довольно много продуктов с хорошим соотношением цена/качество. Во многих сегментах за донской продукцией закрепилось и сохраняется лидерство с точки зрения соответствия запросам покупателей, что позволяет рассчитывать на положительную перспективу реализации имиджевого проекта «Сделано на Дону», инициированного Правительством Ростовской области.
Анализ данных по предпочтениям потребителей между различными торговыми сетями, компаниями, оказывающими различные услуги, показывает, что в зависимости от вида рынка доля на нем донских компаний может достигать как больших значений, так и практически отсутствовать.
Наименее представлены донские фирмы (речь идет о торговых марках, а не о юридической форме) на сегодняшний день на рынке одежды, обуви, розничных торговых сетей.
Наиболее устойчивые позиции донские предприниматели завоевали в секторе туристических услуг, хорошо представлены на аптечном рынке, рынке фитнес-услуг. На рынке электроники ростовская компания «Поиск» продолжает оставаться одним из лидеров.
Большинство опрошенных жителей области активно подходят к поиску товара, а следовательно ищут наиболее полного удовлетворения своих потребностей. При этом первостепенным для покупателей является поиск оптимального соотношения цены и качества товара. Но на что опираются покупатели при выборе товара непосредственно? Данные говорят о том, что это, прежде всего, собственный опыт – самый надежный критерий. Но надежным он может стать только тогда, когда, вполне вероятно, уже было совершено несколько ошибок.
И здесь свою роль начинает играть уровень правовой грамотности потребителей, поскольку отстоять свои права в споре с продавцом можно только четко зная свои возможности и обязанности торговых компаний. Данные опроса показывают, что даже в такой простой вещи, как получение чека с продажи, продавцы не всегда ведут себя в соответствии с требованиями закона. Лишь 65% опрошенных указали, что им всегда выдают чек, при этом 14% отметили, что чек им выдают только по требованию.
Те способы информирования потребителей об их правах, которые используются в настоящее время в магазинах и на предприятиях сферы услуг, не вполне эффективны. Лишь 34% опрошенных заявили, что пользуются информационными стендами, размещенными на предприятиях розничного рынка. При этом 30% опрошенных отметили, что вообще никогда о таких стендах не слышали.
Стоит отметить, что в большинстве своем покупатели настроены по отношению к продавцам репрессивно, ибо 86% опрошенных считает, что нужно ужесточить меру ответственности фирм за продажу некачественных товаров или оказание некачественных услуг.

Полная версия отчета о социсследованиях размещена на сайте www.zppdon.ru.
Любовь Солодовник
Департамент потребительского рынка
lu.sol@mail.ru