Зерно разоряет производителя

23 Сентября 2011
Участники зернового рынка обеспокоены сложившейся ситуацией вокруг дефицита зерновозов, которая еще более усугубилась решением руководства КТЖ передать значительную часть подвижного состава АО «НК «Продкорпорация» для перемещения зерна внутри страны. Решение связано с необходимостью освободить элеваторные мощности для зерна нового урожая.

Напомним, что в адрес зерноотправителей 12 сентября была направлена телеграмма следующего содержания. «В целях обеспечения перевозок зерна потребителям Казахстана, особенно перемещения 500 тыс. тонн по заявкам АО «НК «Продкорпорация» и по Меморандумам между областными акиматами, для сохранения парка казахстанских зерновозов, приказываю с 12.09.11 организовать первоочередную погрузку зерна во внутриреспубликанском сообщении», - сказано в телеграмме-распоряжении.

Практика переброски зерна в ожидании нового урожая была применена и в прошлом году, что говорит о системности проблемы оптимального распределения зерновых ресурсов в республике.

В прошлом году, согласно планам Правительства, переброска зерна из северных регионов в западные началась в августе. Она начата в связи с тем, что на западе республики наблюдается дефицит пшеницы, а также удорожание муки и хлеба на фоне засухи. «Сейчас основная задача - мы должны 400 тысяч тонн зерна перебросить на запад страны. Уже есть необходимое постановление Правительства, есть необходимые договоренности и деньги, и первую переброску начинаем», - сказал тогда ответственный секретарь МСХ РК Аман в интервью журналистам.

Информационное агентство провело по этой ситуации обширный опрос среди участников рынка и государственных служащих, а также направило запросы в официальные структуры с просьбой прокомментировать ситуацию.

Как сообщили корреспонденту ИА «Казах-Зерно» в пресс-службе АО «НК «Продкорпорация», «вопрос о перемещении зерна из северных регионов на юг и запад страны был поднят на заседании Правительства РК 21 августа текущего года. До этого момента речи об этом не велось, поэтому это стало неожиданным, в том числе и для нас. Однако тот факт, что якобы из-за этого перемещения остановился экспорт и упала цена на пшеницу - это дезинформация. Так как в данной операции задействовано всего 700 вагонов из вагонного парка АО «НК «Казахстан темир жолы. Это же не весь парк, поэтому данные сложности произошли не из-за этого».

Сказать, падение цен на пшеницу - это дезинформация, проще всего. Специалисты АО «НК «Продкорпорация» не могут не знать, что в первую половину сентября пшеница подешевела практически на $60, ячмень - на $30. Теперь о вагонах. Много это или мало - 700 вагонов? Это составляет почти 15% от общего парка зерновозов. Казахстан всегда имел дефицит собственных зерновозов. Даже в менее урожайные годы для перевозки зерна их не хватало, а сейчас тем более каждый вагон на вес золота.

А управляющий директор по коммерческим вопросам АО «НК «Продкорпорация» М.С. Секенов в телефонной беседе заявил корреспонденту агентства: «Какими вагонами собираются грузить зерно КТЖ или арендованными изначально, до того как вышла официальная бумага, мы не знали, так как это в нашу компетенцию не входит, для нас этот вопрос не имеет никакого значения. Как и тот факт, сколько времени будут грузить, так как это от нас не зависит».

Комментарий к статье на нашем сайте от читателя: «Почему не вывезли государственное зерно с севера летом, когда парк зерновозов стоял без работы? Ответ прост: на элеваторах госзерно числится только на бумаге. Это зерно продано в прошлом сезоне за 45-50 тысяч тенге. Теперь структуры скупают зерно по 15-18 тысяч тенге, чтобы недостачу поставить на место. Хороший «бизнес» от схемщиков Продкорпорации. Отсутствие зерна подтверждает отсутствие перевозок по КТЖ. Вагоны заморозили, чтобы цены и дальше упали».

К сожалению, трудно проверить, насколько достоверна информация нашего читателя. На 1 августа, по данным Агентства РК по статистике, в Казахстане запасы зернобобовых составили 2 978 609 тонн и уменьшились на 14% по отношению к началу прошлого месяца. Запасы зерновых в большей степени представлены продовольственным зерном - 2 784 662 тонн, или 93,5% от общих запасов, из которого 2 733 093 тонны - продовольственная пшеница (91,6%).

Остается только гадать, специально ли это делается, в конкурентных, так сказать, целях, либо по недомыслию и неспособности эффективно организовать перемещение зерна, не затрагивая чужих интересов. И первое, и второе одинаково плохо. В первом случае такую конкуренцию за вагонный парк можно смело назвать недобросовестной. Ведь именно в период уборки урожая трейдеры могут делать самый выгодный для себя закуп и в оптимальные сроки отправлять зерно получателям.

Заметьте, трейдерам негде, да и не выгодно хранить зерно, выжидая вагоны. Провести закуп, погрузку в вагоны и отправку они должны практически одновременно.

По словам одного из руководителей крупной зерновой компании в СКО, свободные зерновозы на станциях сегодня есть, так как Продкорпорация грузит всего по 10-15 зерновозов в день. При этом на станциях имеется по 100-150 вагонов, их попросту отказываются выдавать. «Зерновозы на станциях есть и их достаточно. Однако их нам не предоставляют, ссылаясь на официальную бумагу и запрет со стороны руководства. Так зачем же эти вагоны простаивают? Совершенно непонятно…», - говорит руководитель компании.

Понятно, что вагоны оставлены в качестве резерва для той же Продкорпорации, которая будет грузить свое зерно, в том числе и коммерческое, воспользовавшись официальным запретом КТЖ. Поди потом разберись, в каких целях было отгружено зерно.

Менеджер трейдерской компании «Гранд-Фэмили» в СКО тоже высказывает свое недовольство ситуацией, связанной с перемещением зерна. «Очень многие компании уже взяли предоплату по отгрузке зерна, и теперь все застопорилось, контракты «горят».

Как теперь быть, ведь никто эти потери им не покроет. То, что сейчас отгружают - это одна проблема, как только переместят, будет другая проблема - все массово начнут отгружать зерно в южные страны, и вагонов опять не будет. Из-за этого рухнет цена. Как можно так несвоевременно проводить все действия в нашей стране, переместили бы раньше, и не было бы проблем», - говорит он.

АО «Продкорпорация» выполняет на рынке две иногда взаимоисключающие друг друга задачи. Первое - она является государственным оператором на рынке зерна. В ее обязанности входит обеспечение Продовольственной безопасности страны и стабильности внутреннего зернового рынка. С другой стороны - это коммерческая структура и ничем в этом смысле не отличается от рядовой трейдерской компании. То, что хорошо для корпорации как для государственного оператора, не всегда хорошо для нее как коммерческой организации, и наоборот. Как для коммерческой структуры, Продкорпорации важно обеспечить себя вагонами именно в период уборки нового урожая и низких цен.

Противоположное мнение Нурлана Тлеубаева, президента «Зернового союза Казахстана»: «Трейдеры отстаивают свои интересы, те, кто выращивает зерно - свои. Но нужно понимать, что трейдеры работают только на себя, при этом, не вкладывая ни копейки в отечественное сельское хозяйство. Как только наступает конец августа, сентябрь, они покупают зерно и тут же отгружают, при этом не несут особых затрат, так как сами ничего не выращивают. Позиция на рынке у трейдеров очень короткая, так как отгрузка должна проходить в сроки, поэтому понятно их недовольство тем, что им не дают вагонов. Как разворачивалась вся эта ситуация?

А дело было так: 22 августа под руководством Премьер-министра прошла госкомиссия, на основании действующего поручения Президента страны, которое он дал 11 августа. Когда, напомним, он поставил две задачи: обеспечить сохранность урожая и далее помочь реализовать выращенное зерно. На основании этого с целью поддержки товаропроизводителей Правительство страны поручило Продкорпорации закупить 5 млн. тонн зерна нового урожая по цене 25 тыс. тенге за тонну. Минсельхоз подсчитал и решил, что этой суммы для того, чтобы покрыть все затраты и получить минимальную прибыль, достаточно. А для того, чтобы решить затруднительную ситуацию с нехваткой элеваторов, в Правительстве было принято решение стимулировать экспорт 2 млн. тонн казахстанского зерна.

Единственное направление, где можно было бы реализовать данный объем, - это Черное и Балтийское моря, но транспортировка в этом направлении достаточно дорого обходится трейдерам. Поэтому было принято решение, как и в 2009 году, частично возмещать затраты компаний на железнодорожные перевозки в размере 40 долларов с тонны. Что касается перемещения зерна, на данный момент в северных регионах Казахстана осталось порядка 500 тыс. тонн зерна переходящих запасов, но мощностей для хранения зерна нового урожая и без того мало. А учитывая тот факт, что в Актюбинске, Уральске и на юге есть свободные элеваторы, было принято решение отгрузить зерно туда. Решение о перемещении зерна было озвучено 22 августа на заседании Правительства, для проведения данной операции из госбюджета было выделено 1,7 млрд. тенге.

В это же время железная дорога продолжает принимать планы. На фоне повышающейся цены на российское зерно и того, что стоимость казахстанского зерна постепенно снижается, Средняя Азия была готова закупить у казахстанских трейдеров большой объем зерна. Но нужно понимать, что в наличии у КТЖ всего 4,5 тыс. зерновозов. Вполне естественно, для того, чтобы обеспечить полноценное перемещение внутри страны, а также поставлять зерно на экспорт, этого количества вагонов не хватит.

Так, по сводке КТЖ на 14 сентября, 1000 вагонов сразу ушло на Каспий, через порт Актау; 1000 вагонов ушло в Среднюю Азию, сейчас они стоят на Сары-Агаче, Узбекистан их не пропускает; 1000 вагонов пошло через Россию в Азербайджан (Самур), еще 1000 вагонов задействовано в перемещении зерна Продкорпорацией. Таким образом, в наличии у КТЖ осталось 300-400 вагонов на внутреннее перемещение. Вот она главная причина того, что трейдеры не получают вагоны уже более двух недель. Есть такое понятие «основной план», который принимается до 10 числа каждого месяца, на сентябрь основной план на экспорт был всего 115 тыс. тонн, все пошли дополнительным планом, а его исполнение железная дорога не гарантирует.


Уборка урожая 2009 11
Для решения проблем с транспортировкой зерна 16 сентября под руководством директора КТЖ Мамина в столице состоится собрание с участием крупнейших держателей вагонов, таких как Русагротранс, Технотранс и Балтик групп. Сегодня Казахстану нужно порядка 10 тыс. вагонов, вопросы аренды и будут решаться на данном совещании. Нужно подчеркнуть, что сейчас в стране наблюдается важное положительное изменение - проблемы уже начали решать заранее, а не во время.
Что касается экспорта, в 2010-2011 МГ Казахстан смог отгрузить по ж/д магистрали порядка 5 млн. тонн муки и пшеницы. Можно было и больше отгрузить, но не было заявок. Что мы видим в этом году: в августе было отгружено около 154 тыс. тонн муки и столько же пшеницы. В сентябре, по нашим прогнозам, будет экспортировано уже 250-300 тыс. тонн пшеницы, в октябре - 500 тыс. тонн, в ноябре - 700 тыс. тонн, а к декабрю объем экспортных поставок зерна может достичь 800-900 тыс. тонн. Я думаю, что если бы все компании до 10 августа заказали на сентябрь экспортный объем в размере 500 тыс. тонн, то заранее, за эти 20 дней бы КТЖ могло подготовиться и попытаться решить данную задачу, но в основном плане было всего 150 тыс. тонн.

Если говорить о запланированном экспорте в 10 млн. тонн, то, на мой взгляд, это вполне реальный объем, лишь бы было зерно, так как еще значительная часть выращенного хлеба остается на полях. Продать зерно мы всегда сможем, тут дело в цене, ведь за бесценок отдавать никто не будет. Поставить на элеваторах по 100 долларов за тонну - все заберут сразу, но это никому не выгодно. В этом году благодаря госзакупкам 5 млн. тонн зерна с рынков убирается, еще 2 млн. тонн - субсидируются, это до нового года. Если без потерь удастся собрать урожай, тогда в январе, как только субсидии на 2 млн. тонн будут заканчиваться, Правительством будет просубсидировано еще 2 млн. тонн.

Средняя Азия забирает всего 6 млн. тонн зерна, таким образом, у нас остается еще 4 млн. тонн излишков. Если государство просубсидирует эти 4 млн. тонн, то никто не пострадает и не прогорит. Если же Правительство не поддержит данную инициативу, то в январе-феврале, когда начнется подготовка к посевной, цены на зерно значительно упадут. Как показывает опыт 2009 года, возмещение транспортных затрат в размере $40/тенге, - это правильное решение. В 2009 году, напомним, когда начала осуществляться данная практика, 2 млн. тонн сразу ушло на экспорт, так что практику господдержки нужно продолжать», - считает Нурлан Тлеубаев.

В Минсельхозе по телефону ситуацию с перемещением зерна отказались комментировать. Не получили ответа мы и после официального запроса в их адрес, в пресс-службе ведомства нам заявили, что наш вопрос находится на рассмотрении у руководства, и когда нам ответят на него - никто не знает.

А на наш вопрос в департаменте земледелия и фитосанитарной безопасности МСХ нам объяснили, что решение о перемещении зерна было принято именно в августе, а не июне или июле, потому что точно никто еще не мог сказать, сколько зерна соберут. Так как в связи с плохими погодными условиями при севе было трудно что-то прогнозировать. Сейчас ситуация более или менее прояснилась, и было решено перемещать зерно. Работы по перемещению запланированы на сентябрь-ноябрь текущего года.

Сейчас главный вопрос - это финансирование. Так как перемещение зерна - это комплексный вопрос и очень затратный. На совещаниях совместно с руководством КТЖ неоднократно поднимался вопрос, как быть с вагонами. На что руководство КТЖ заявило, сейчас отдать вагоны зернотрейдерам - это рискованный шаг, потому что урожай созрел богатый и его нужно перемещать внутри страны. А если трейдерам будут давать вагоны, то пока они вернутся (это 20-30 дней), ситуация вокруг вагонов в стране может обостриться еще больше. Так что, в любом случае, при сборе большого хлеба кто-нибудь все равно бы пострадал - либо трейдер, либо крестьянин.

Совершенно верно. Отдавать вагоны зернотрейдерам - это же рискованно. Они же начнут вывозить зерно, а крестьяне начнут его реализовывать. И тогда ни крестьяне, ни трейдеры не пострадают, а цены на зерно будут на приемлемом уровне. В отрицательном балансе останется лишь упущенная выгода Продкорпорации. Такого позволить чиновники, конечно, не могут. И поэтому они создают на рынке такие условия, чтобы обеспечить свои интересы в первую очередь и гарантированно при любой ситуации. Они прекрасно понимают, что потерянные кем-то деньги в конечном итоге становятся кем-то найденными.

Директор КТ «Мамбетов и Ко», СКО, К.С. Мешенёв: «Действительно, трудности в связи с остановкой экспорта есть и у нас, крестьян. В том числе и из-за этого сегодня цена на пшеницу падает ускоренными темпами. Нам предлагают по 15-17 тыс. тенге за тонну пшеницы. Это практически себестоимость, а работать по себестоимости для нас - это путь в никуда. Так как сегодня мы работаем по себестоимости, завтра большая часть хозяйств будет экономить на выращивании зерна, из-за этого упадет его качество и так дальше. Как можно, не считаясь ни с кем, остановить экспорт зерна? Сегодня необходимо наоборот направить логистику зернового рынка в сторону «агрессивного» экспорта для того, чтобы выходить на новые рынки и тем самым развивать экономику государства в целом. Нужно искать новые рынки сбыта.

Пусть говорят, что это практически невозможно, но в советские годы итальянцы ели спагетти из нашего зерна, а англичане - булочки. Перспективы для этого есть, нужно просто правильно выстроить политику в отношении экспорта. Почему Африка не покупает зерно у нас, а берет у французов? Ведь не потому, что их не устраивает цена или качество. Все дело в том, что наше государство не может заключать долгосрочные договоры на поставку зерна, скажем, на 5 лет. Потому что в этом году зерно есть - поставляем, в следующем его нет - ну уж извините. Продкорпорации закупать нужно, видимо, больше - миллионов 10, чтобы не было проблем с экспортом, а не говорить о сокращении производства зерна. Ведь тот, кто владеет хлебом - владеет миром».

Казахстан допущен к участию во многих закупочных тендерах африканских стран, в том числе и в тендерах крупнейшего импортера зерна Египта. Государственный импортер Египта - компания GASC - приглашает к участию в тендерах широкий круг поставщиков из Румынии, Европы, США, Канады, Австралии, в том числе и из Казахстана. В этом году была приглашена и Украина, которой было отказано ранее из-за низкого качества зерновой. Но крупные мировые поставщики пшеницы предпочитают работать сейчас именно с российской, как наиболее конкурентоспособной на мировом рынке пшеницей.

В отличие от соседней России, в текущем сезоне Казахстану пока не удалось заключить контракты на поставку пшеницы в Египет, который является крупнейшим мировым импортером.

По прогнозам USDA, урожай зерна в Казахстане в сезоне-2011/12 прогнозируется на уровне 19,2 млн. тонн. Валовой сбор пшеницы может составить 16 млн. тонн. USDA также прогнозирует экспорт казахстанской пшеницы в 2011/12 МГ в объеме 7,5 млн. тонн, но эксперты сомневаются, что страна сможет вывезти данный объем зерна.

«Мы всегда продавали зерно нового урожая трейдерским компаниям , - говорит руководитель КХ «Агро-Север».- Причем цена была достаточно высокая, насколько знаем, закуп зерна, объявленный Продкорпорацией, по 25 тыс. тенге даже сегодня полноценно не осуществляется из-за того, что у нее нет денег. Нам лучше продать трейдерам, чтобы быстрее погасить все задолженности, по 23-24 тыс. тенге, чем ждать у моря погоды Продкорпорации за якобы 25 тыс. тенге. Теперь же трейдеры в связи с тем, что нет возможности вывозить, покупают по 15-17 тыс. тенге, так как у них нет гарантии, что они быстро и без потерь все это реализуют. Как результат мы вынуждены продавать по 15 тыс. тенге, тем самым отбивая только себестоимость, ни о какой прибыли и речи быть не может».

В общем, себестоимость производства зерна - это понятие очень индивидуальное для каждого предприятия отдельно. Если у предприятия высокая кредитная задолженность, которую он вынужден включать в себестоимость производства зерна, если у него в лизинге техника, отчисления за которую он тоже не зачисляет в прибыль. Если у него к тому же урожайность не на уровне и хромает производительность труда, то тогда себестоимость одна, если всего этого нет, то она совершенно другая. Как говорится, почувствуйте разницу. К сожалению, времена, когда прибыль в 100% являлась нормой, безвозвратно ушли в прошлое.

Директор сельхозотдела ТОО «Концер Цесна-Астык» А.И. Шестаков считает, что данное перемещение зерна, организованное Продкорпорацией, правильное решение, но при этом можно было данную операцию провести раньше, когда не было еще нового зерна. «Но у нас, к сожалению, все вопросы такого рода решаются долго, и в итоге в жизнь то или иное решение претворяется запоздало. А главная проблема на текущий момент - это недостаток вагонов, и с этим нужно что-то делать. У сельхозников две беды: первая - это когда зерна нет, а вторая - когда его слишком много», - рассказал он корреспонденту нашего агентства.

Действительно, что-то надо с этим делать. Стране нужно решать проблему с транспортировкой зерна. Решений проблемы только две. Одно из двух: Казахстану нужно больше зерновозов или, в другом случае, нужно обеспечить их движение в более скоростном режиме, примерно на скорости вагонов-метро «Сапсан» между Петербургом и Москвой. Главное, чтобы они не развалились при этом на части из-за своей древности.

Заместитель председателя Агентства РК по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) Е.А. Алимкулов прокомментировал ситуацию следующим образом: «У нас информации, что экспорт в связи с перемещением зерна Продкорпорацией практически был остановлен, не проходило. Трудно сказать, законно или нет то или иное решение, когда не знаешь сути вопроса полностью. Если это связано с обеспечением продовольственной безопасности, то законно. В данном случае нужно разбираться, кто пострадал и из-за чего, а пока никак ситуацию комментировать мы не будем».

«В итоге, эта неразбериха довела до того, что пшеница за неделю упала в цене до $50. Закупочные цены упали ниже себестоимости - до 14 тыс. тенге за тонну. Это приведет к массовому банкротству сельхозпроизводителей. Снижение цен на зерно - вновь главная проблема АПК», - говорит один из участников зернового рынка.

Без комментариев. Кто прав, кто виноват - вот в чем вопрос.

Справка: 1 доллар = 147,08 тенге
Алимбек Габитов
www.kazakh-zerno.kz
kazakhzerno.ans@gmail.com