Как нам построить аграрное «Сколково»?

17 Мая 2012
«В условиях глобализации мировой экономики конкуренцию выдержат только те государства, которые используют в производстве прогрессивные технологии и инновации, перейдут на новый уровень развития - к формированию «умной» экономики», - делится мнением с собкором издания «КазахЗерно.kz» экс-министр МСХ РК, ныне ректор Казахского агротехнического университета им. С.Сейфуллина, депутат Мажилиса города Астана Ахылбек Куришбаев.

Для реализации этой грандиозной задачи, прежде всего, необходимо соответствующее научное обеспечение. Речь идет об опережающих темпах развития отечественной науки. К настоящему времени в стране немало сделано для развития научной сферы. Принят «Закон о науке», утверждены соответствующие нормативные акты по развитию науки, существенно увеличивается бюджетное финансирование научных тем.

Но вместе с тем, во вновь создаваемых производствах, уже сегодня существует высокий спрос на инновации и современные технологии. Проблема заключается в том, что многие научные разработки, в отличие от оборудования и техники, невозможно импортировать.

Возьмем, к примеру, продукцию аграрной науки. Сорта сельскохозяйственных растений, породы животных, агротехнологии создаются для определенных почвенно-климатических условий и природных зон. Эти условия характерны только для Казахстана и уникальны в своем роде. Если завозить научные разработки из других стран, то нужно хотя бы адаптировать их к нашим условиям. А это тоже большая наука! В условиях развития конкуренции на мировом рынке продовольствия без развития отечественной аграрной науки невозможно эффективно развивать сельское хозяйство. Оно просто будет неконкурентоспособным.

Приведу пример. В Канаде каждые 2-3 года обновляются сорта сельхозкультур, используемые в производстве. В итоге, постоянно появляются новые сорта, лучшие по урожайности и качеству. Таким образом, конкурентные преимущества канадской пшеницы предопределены уровнем развития науки. У нас же большинство сортов используется в производстве в течение 10-20 лет. При этом абсолютное их большинство создается без использования современных методов биотехнологии, классичесскими способом так сказать, «вслепую».

Уже сегодня катастрофически не хватает адаптированных засухоустойчивых сортов масличных, бобовых, крупяных и кормовых культур, что уже является тормозом для решения актуальнейшей проблемы земледелия - диверсификации структуры посевных площадей.

Такая же проблема и по животноводству. Сейчас мы вынуждены завозить дорогостоящий племенной скот из-за границы, но если он не будет в последующем использован в селекционном процессе, мы просто утеряем этот генофонд, как это происходит у наших соседей.

Надо откровенно признать, что сокращение финансирования науки в переходный период сильно сказалось на ее состоянии. И сегодня по многим направлениям мы безнадежно отстали от наших конкурентов. В сложившейся ситуации нужно принятие решающих мер по развитию научного обеспечения АПК.

Они касаются не только увеличения финансирования научно-исследовательских институтов, но и мер по совершенствованию структуры управления и организации аграрной науки. Прежде всего, хочу отметить, что у нас нет должной интеграции между аграрными вузами и НИИ: ученые научно-исследовательских учреждений в основном занимаются чисто научными исследованиями, а вузовские ученые - преимущественно преподавательской деятельностью. Можно сказать, каждый из них работает изолированно друг от друга, и такая практика сохранилась с советских времен.

Если рассмотреть опыт развитых стран, то там образование и наука рассматриваются в единой системе и неразрывны друг от друга. Когда ректорам английских или американских университетов задаешь вопрос, занимаются ли их преподаватели наукой, они его не понимают, поскольку не бывает, чтобы преподаватель вуза не проводил научные исследования.

Таким образом, синхронизируются процессы получения и передачи знаний. Студенты этих университетов, получив теоретические знания на начальных курсах обучения, в последующем уже обучаются на базе научных лабораторий и опытных хозяйств НИИ. При этом каждый студент имеет научного руководителя. Как видим, западная система высшего образования направлена не просто на получение современных теоретических и практических знаний, а на реализацию возможности каждого обучающегося, т.е. раскрытие его генетического потенциала. Одновременно такая система является очень эффективной для подготовки научных кадров, и в целом, организации научных исследований. Знания же наших студентов зачастую ограничены, так как они не получают всего необходимого комплекса теоретических и практических навыков, оторваны от новых научных знаний.

Какова сегодня реальная картина в аграрной науке и образовании? В аграрных НИИ работает 77 докторов и 495 кандидатов наук, а в трех аграрных вузах - Национальном аграрном университете, Казахском агротехническом университете им.С.Сейфуллина и Западно-Казахстанском агротехническом университете им. Жангир-Хана - работает 202 доктора и 673 кандидата наук. При этом средний возраст докторов наук в аграрных НИИ составляет 61 год, а в вузах - 54 года.

Отсюда видно, что мы не используем имеющийся научный потенциал - в аграрных НИИ катастрофически не хватает научных кадров, а научный потенциал вузов остается неиспользованным. Для действенной интеграции между аграрной наукой и образованием нам, прежде всего, необходимо отойти от узковедомственных интересов. Руководители аграрных НИИ и вузов должны быть подчинены единой государственной задаче - подготовке высококвалифицированных кадров и развитию научной деятельности, вне зависимости от их ведомственной принадлежности. А для этого нужна единая координирующая система их управления.

Президент страны Н.А. Назарбаев, создав в столице Назарбаев-университет, объединяющий в единый кластер образование, науку и инновации, показал практически, как нужно выстраивать систему научного обеспечения страны. Нам осталось только использовать этот опыт.

Надо признать, что аграрную науку до мирового уровня мы своими силами уже не поднимем. Подобное положение дел в свое время переживали и другие страны. Яркий пример прошлого века - Мексика 40-50-х годов, где ситуация была еще хуже. Страна полностью зависела от импорта продовольствия, аграрной науки по существу не было. В итоге для решения этого вопроса были выделены огромные средства, которые пошли на консолидацию ученых страны и привлечение лучших умов из-за рубежа. В Мексике под руководством всемирно известного ученого, доктора Н. Барлауга, ставшего впоследствии Лауреатом Нобелевской премии, был организован научно-образовательный центр, где для приглашенных ученых были созданы все условия для продуктивной работы.

В итоге они подняли науку на новую высоту. Появились научные разработки, которые стали нужны производству, а с другой стороны была сформирована отечественная научная школа. В итоге всех этих усилий удалось вдвое увеличить производство продовольствия в мире и спасти жизни почти миллиарда людей. Подобный опыт заслуживает пристального внимания, и мы можем немало взять из него для вывода отечественной аграрной науки на новые рубежи.

Другой пример - сегодня в России создается инновационный центр «Сколково», российский аналог Кремниевой долины. Это будет современный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий, где планируется обеспечить особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России. Очевидно, что и в Казахстане можно было бы организовать свое «Сколково», но только в аграрной сфере.

Глава государства еще 3 года назад поручил организовать международный научно-образовательный центр в п.Шортанды. Идея заключается в том, чтобы в нем работали не только наши ученые, но и привлекались ведущие ученые из-за рубежа. Это будет современный научно-инновационный центр, где будет построено соответствующее жилье для сотрудников, развитая современная научная и экспериментальная база, лаборатории по растениеводству, животноводству, переработке сельхозпродукции. Одновременно здесь же будет проходить обучение магистры наук, доктора PHD, студенты старших курсов.

И хотя проектно-сметная документация этого центра была подготовлена еще два года назад, но, к сожалению, вопрос до сих пор не решается. А это сказывается на темпах развития аграрной науки. Одновременно планируется создание такого же центра образования, науки и инноваций на юге республики - в Карасайском районе, вблизи Алматы. В итоге формирование таких точек роста позволит сделать прорыв в аграрной науке, что пойдет во благо нашему обществу, даст мощный импульс развития агропромышленного комплекса страны.
Равиль Нуржанов
Газета «КазахЗерно.kz»