Казахстанский бизнес неконкурентоспособен на общем рынке Таможенного союза - эксперт

14 Июня 2012
Представители власти и некоторые эксперты часто заявляют, что Таможенный союз расширил рынок сбыта казахстанской продукции.

Но готов ли казахстанский бизнес этим воспользоваться? Какие плюсы и минусы несет в себе расширение рынка? На эти и другие вопросы предпринимательства ответил корреспонденту КазТАГ вице-президент независимой Ассоциации предпринимателей РК (НАП РК) Тимур Назханов.

В рамках Таможенного союза мы получили огромный рынок - почти 170 млн. населения. Но что может поставлять казахстанский бизнес на этот рынок? По-прежнему только сырье, - считает Тимур Назханов. А это предприятия, которые относятся к крупному бизнесу, поэтому говорить о пользе для малого и среднего бизнеса не приходится.

В большинстве своем казахстанский бизнес неконкурентоспособен на общем рынке Таможенного союза (ТС). И первые 3 года работы интеграционного объединения это наглядно продемонстрировали. Так, крупные российские компании скупают у нас по низким ценам рыбу, молоко, а потом нам же продают рыбопродукты, а также переработанные молочные товары по более высоким ценам, - передает ИА «Казах-Зерно».

При этом Казахстан продает как обычно сырье: нефть, металлы, удобрения и зерно. Покупаем же мы готовые продукты: машины и оборудование, продукты питания, ГСМ, изделия из металлов.

Согласно данным Агентства РК по статистике, в начале 2012 года мы продали товаров своим партнерам по Таможенному союзу в два раза меньше, чем купили у них. За 2 месяца 2012 года экспорт сократился на 21%, а импорт вырос на 29%.

Поэтому расширение рынка несет пока больше минусов, чем плюсов, во всяком случае, для малого и среднего бизнеса (МСБ), - делает вывод вице-президент Независимой Ассоциации предпринимателей

Правительство, руководители госорганов с высоких трибун периодически докладывают о принимаемых мерах по поддержке отечественного МСБ. Однако анализ итогов торговли между странами ТС наглядно демонстрирует, какова на практике эта государственная поддержка. Наша страна закупает у Беларуси, России мясо, молочные продукты, ГСМ, сахар, стекло.

Казахстанский бизнес сможет воспользоваться преимуществами ТС только при условии реальной государственной поддержки. Пока все принимаемые госпрограммы, выделяемые деньги не доходят до предприятий, которые готовы этим заниматься. Существующий бизнес-климат не мотивирует бизнес заниматься производством. Проще, даже в условиях ТС, когда выросли многократно пошлины на импорт, завозить из-за границы товары, нежели производить их внутри страны.

Чтобы бизнес развивался, должны быть радикально сокращены все разрешительные процедуры. Предприниматель не должен каждый раз просить разрешения у государства заниматься тем или иным видом деятельности. Все придуманные чиновниками процедуры на деле ведут к росту коррупции, уходу бизнеса в тень.

Сегодня на наших границ с Россией нет таможенных постов, однако функции таможенников, налоговиков по своей инициативе приняли на себя наши пограничники. Из многих регионов к нам поступают жалобы на незаконные действия пограничных служб, факты вымогательства.

И потом должны быть прекращены незапланированные проверки контрольно-надзорными органами предприятий. Год назад руководство Генпрокуратуры вынуждено было констатировать следующий примечательный факт: количество внеплановых проверок составило более 90% всех проверок. Поэтому здесь необходимо оставить 2-3 госоргана, которые имеют полномочия для проведения проверок. Остальных надо отлучить от этой кормушки.
Фёдор Сергеев
ИА «Казах-Зерно»