СЕЛЬСКАЯ РОССИЯ-ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ ПО ЗЕРНУ.

29 Апреля 2010
Последнее время к нам поступает множество обращений из регионов России с просьбой прокомментировать ситуацию в связи с проблемами в реализации зерна, например на Алтае, приводящим к негативным последствиям для аграриев вплоть до отказов проводить посевную. В обращении организационного комитета “Сельской России” мы утверждаем что “Современной России необходима гражданская политическая сила, способная проявить волю для решения общих проблем сельскохозяйственного производства, социально - экономических задач села и отдельных проблем каждого сельского жителя”. Производство и реализация зерна лишь одна из таких задач, попытки решить которую ни к чему не приведут в отсутствие единого, сильного сельскохозяйственного политического лобби в нашей стране. Наглядным примером является принятый в мае 1993 года закон “О зерне”. Этот закон был одобрен еще Верховным Советом РФ, который формировался по территориальному принципу, в результате имел подавляющее представительство депутатов, связанных с сельским хозяйством или сельскими территориями. В соответствии этим законом Государство за счет Федерального бюджета:

 Компенсировало производителям не менее 1/3 произведенных затрат на тонну зерна
 Возмещало производителям зерна 50% затрат на покупку зерноуборочных комбайнов
 Возмещало производителям 50% собственных затрат на строительство, реконструкцию материально – технической базы сушки, обработки, хранения зерна и семян
 Гарантировало производителям закупку 100% предъявленного к реализации зерна

21 декабря 1993 года, Указом Бориса Николаевича Ельцина, которого даже с учетом рождения в крестьянской семье никак нельзя назвать аграрием, действие перечисленных норм закона “О зерне” было приостановлено, а в следующем 1994 году и вовсе прекращено Думой.

В последовательности этих событий стоит указать и трагедию октября 1993 года, выборы Государственной Думы 12 декабря и создание Аграрной партии, не представлявшей интересы сельского населения и получившей менее 8% депутатских мандатов.

Конечно, указанные в законе меры были не идеальны и даже разорительны для бюджета, урезанного процессом распада СССР, но и половина норм, действуй они на сегодняшний день, могла бы решить многие проблемы производителей зерна и сельскохозяйственной техники.

В чем же причина отмены прогрессивных для нашего сельского хозяйства норм?

В отсутствии на уровне ГД РФ депутатов, считающих необходимым и способных отстоять этот закон, то есть нет того самого сельскохозяйственного лобби, о котором говорилось выше. Сегодня, практически единственной и законодательно закрепленной мерой государственной поддержки производителей являются закупочные и товарные интервенции на рынке зерна.

На основании ст. 14 ФЗ “О развитии сельского хозяйства”, принятого в декабре 2006 года, Министерство сельского хозяйства РФ ежегодно, не позднее марта устанавливает предельные уровни минимальных и максимальных цен на зерно. При снижении цен ниже установленного уровня Государством производится закупка зерна, а при повышении продажа.

В соответствии с Приказом Минсельхоза РФ от 27 марта 2009 года за N110 минимальные цены на мягкую продовольственную пшеницу 3 и 4 классов на прошлый год были установлены от 4 800 до 6 000 руб. за тонну, в зависимости от региона.

Так что же помешало Минсельхозу в установленном законом порядке поднять цены зерна и тем самым, оказать помощь и Алтайским фермерам и другим производителям с реализацией урожая 2009 года?! Основная причина – отсутствие необходимых средств, что в свою очередь, вызвано противоречием между законодательством о сельском хозяйстве и законодательством о бюджете. Законом “О федеральном бюджете на 2009 год…” было выделено недостаточное количество финансовых средств на исполнение обязанностей государства по регулированию рынка зерна, а на 2010 год и того меньше. Такое несоответствие выделенных в расходной части бюджета страны средств на поддержание сельского хозяйства и сельских территорий с суммой, которая реально необходима, закономерный результат отсутствия в Государственной Думе при принятии Законов о бюджете депутатов, последовательно отстаивающих интересы сельского хозяйства и сельских территорий в высшем законодательном органе власти.

Все эти проблемные аспекты были подняты “Сельской Россией” на заседании Совета при Председателе Совета Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса России, прошедшем 22 марта 2010 года и в частности, в своем выступлении член президиума оргкомитета Александр Жемчужников отметил, что проблемы с реализацией зерна имеются даже в успешных хозяйствах. В прошлом и текущем зерновом сезоне возглавляемое им ООО “Племенное”, реализовало выращенное зерно ниже себестоимости. Для исправления сложившейся в аграрном секторе ситуации, необходимо перераспределение государственной поддержки в пользу сельхозпроизводителей и сельских территорий, а для этого необходимо расширение участия аграрного сообщества в общественно – политической жизни страны.

Мы полагаем, что приемлемой для отечественных производителей зерна будет политика государства, обеспечивающая стабильную рентабельность, достаточную для воспроизводства зерна в востребованных внутренним и внешним рынком объемах. Естественно, при условии увеличения стимулирующих мер отечественного экспорта и повышения регулятивных функций в управлении аграрным сектором экономики, что даст толчок для развития и животноводства и других отраслей сельского хозяйства. Но такая аграрная политика может сложиться только при условии участия в политике представителей агропромышленного сообщества и формируемая на основе “Сельской России” общественно – политическая сила призвана отстаивать интересы сельхозпроизводителей во властных структурах на региональном и федеральном уровне.
Сергей Шугаев
Оргкомитетет общероссийской общественной организации "Сельская Россия"
+7-499-249-37-16,
press@selros.ru
"Сельская Россия"