Кого кормит министр сельского хозяйства ?

28 Августа 2012
Пребывание Асылжана Мамытбекова на посту министра сельского хозяйства удивляет абсолютно всех.

Руководители сельхозпредприятий, депутаты Мажилиса, его коллеги в правительстве, Счетный комитет и даже сам Президент РК отмечали, что нынешний глава Минсельхоза - наименее подходящая кандидатура на пост человека, призванного вывести на новый уровень сельскохозяйственный сектор страны в тот период, когда вступление в ВТО готовит аграриям страны опасный вызов - необходимость на равных конкурировать с зарубежными производителями продуктов питания. И чем ближе «час икс», тем тревожнее за отрасль.
И все более понятно становится - Мамытбеков и его команда полностью провалили задачу подготовки сельского хозяйства страны к работе в условиях, когда из-за границы в отсутствие заградительных пошлин начнет свободно завозиться недорогое и качественное продовольствие.

Кручу-верчу

Достаточно беглого взгляда на послужной список Мамытбекова, чтобы понять, что в кресле главы МСХ РК он человек случайный. Образование - юридическое и экономическое, карьера - различные должности в госструктурах, ответственных за распределение государственных финансов.

О чем это говорит? Учитывая печальные реалии нашей страны, специалисты по госфинансам способны только на одно - получать прибыль из воздуха. И в этом Мамытбекову, действительно, нет равных, что он продемонстрировал, совмещая посты министра сельского хозяйства и главы холдинга «КазАгро», ответственного за вливание государственных финансов в аграрный сектор. Мамытбековскую схему получения прибыли из воздуха привел в июне этого года в своем докладе глава Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Омархан Оксикбаев:

«Для проведения мероприятий по поддержке сельхозтоваропроизводителей «КазАгро» был выделен бюджетный кредит в сумме 78 млрд. тенге по ставке вознаграждения 0,01% годовых. Однако данное общество, долго себя не утруждая, предоставляет кредит своим дочерним компаниям уже по годовой ставке 0,5%. В свою очередь, эти компании предоставили конечным заемщикам бюджетные кредиты по дифференцированным ставкам вознаграждения от 3 до 5 % годовых. Таким образом, крестьяне получили эти кредиты в 300-500 раз дороже, чем выделило государство самому «КазАгро»…

Вот такая схема по получению денег из воздуха, которая может составить гордость мошеннику самого высокого уровня, но вряд ли красит министра сельского хозяйства.

Вспомним то, как с началом выполнения поставленной Президентом РК задачи по наращиванию экспортного потенциала мяса в отчетах МСХ РК «росло» поголовье сельхозживотных. При этом почему-то параллельным курсом росли цены на корма и цены на мясо в магазинах. Загадка раскрылась очень быстро: учет поголовья в регионах выявил тот факт, что поголовье на самом деле снижается, а министерские чиновники выдают желаемое за действительное…

Конкурентный минус

Видимо, Мамытбеков настолько привык «прокручивать» государственные деньги, заботясь лишь о собственном кармане, что генетически уже не способен осознать первоначальный смысл понятия «государственная поддержка аграриев».

В результате, пока с высоких трибун чиновники разного уровня (в том числе и сам Мамытбеков) не устают жонглировать миллиардами тенге, которые якобы под низкий процент вливаются в кредитования сельхозпредприятий для их развития, на самом деле все эти деньги вливаются в кредитование бюрократической структуры, выстроенной Минсельхозом на базе холдинга «КазАгро» и его многочисленных дочерних организаций.

Стоит отметить, что эти самые дочерние организации (в том числе «Продкорпорация») с завидным постоянством ежегодно отчитываются о многомиллионных убытках! Каким образом можно оказаться в минусе, учитывая приведенную выше схему распределения бюджетных денег в пользу посредников, остается только догадываться. (Можно было бы еще допросить министра в следственном кабинете какого-то компетентного органа, но пока об этом речь не идет).

Тот же глава Счетного комитета Омархан Оксикбаев сделал однозначный вывод о неэффективности нынешней структуры «поддержки» аграрного сектора страны:

Карикатура-1

«Было бы эффективнее создать Агробанк с государственным участием вместо многоступенчатой и многочисленной структуры национального холдинга «КазАгро».

Вернемся к перспективам казахстанских крестьян после вступления страны в ВТО. Основным конкурентным преимуществом аграриев Европы, Америки, Азии и даже России (короче, всего цивилизованного мира) является то, что они получают эффективную поддержку от правительств своих государств. Дотации выделяются на решение всех вопросов, и посредники (вроде нашего «КазАгро») никому не суют палки в колеса. В результате, в той же Аргентине мясо стоит по $2 за килограмм, а у нас - по $10… И как, скажите господин Мамытбеков, отечественные животноводы будут конкурировать с аргентинскими (и всеми остальными), когда границы откроют, и не будет ни квот, ни пошлин, ни прочих рычагов защиты отечественного производителя от конкуренции с дешевым импортом?

И ведь мясо - только один пример. То же самое - по всем видам сельхозпродукции Казахстана.

Перспективы краха

Не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать будущее - как только импортное продовольствие получит свободный доступ на рынок Казахстана, отечественные производители разорятся. Не будет в стране ничего своего. Молоко будет из Беларуси и Кыргызстана, мясо - из Аргентины и Австралии, овощи из Израиля и Франции, фрукты из Китая и Пакистана, зерно из России и Украины.

Скажете, такое невозможно? Очень даже возможно! Взгляните на промышленность: в Казахстане не производится ничего своего, все завозится из-за границы, от автомобилей и мебели до спичек и гвоздей. Такое же будущее ждет аграрный сектор.

Как вам такая новость канала «КТК», описывающая прогнозируемую нами ситуацию уже сейчас:

«Казахстанские предприниматели бьют тревогу. Они уверены: буквально через несколько месяцев на полках отечественных магазинов останутся только импортные товары, а нашим рынком чуть ли не полностью завладеют Россия и Беларусь. Эксперты предупреждают: со временем это приведет к резкому подорожанию самых необходимых продуктов, таких как масло, молоко, мясо и крупы. А немногочисленные местные производители попросту не смогут конкурировать с зарубежными. Главное преимущество партнеров по Таможенному союзу - демократичная цена, хорошая упаковка и, конечно, качество. Около 80 процентов всех товаров произведены за пределами Казахстана, чаще всего в России или Беларуси».

Опять-таки не нужно быть Нострадамусом, чтобы предсказать те слова, которые зазвучат с высоких трибун в адрес несчастных крестьян страны, которые окажутся «сами виноваты» в неспособности конкурировать с импортом. Их будут корить за низкую эффективность труда, малую добавленную стоимость, неспособность снизить издержки и прочая, прочая, прочая…

А правда так и останется на страницах газеты «КазахЗерно.kz»: сельское хозяйство Казахстана погубил Мамытбеков и те, кто посадили его в кресло главы Минсельхоза РК с одной целью - не помогать развитию аграрного сектора, а «крутить» бюджетные деньги с целью получать из воздуха указанные в докладе Счетного комитета 300 - 500 процентов прибыли. Какой там наркобизнес, какая там торговля оружием и проституция! Мамытбековская схема намного проще, безопаснее и выгоднее, чем все традиционные бандитские способы обогащения.

Учитывая все это, крестьяне страны при всем своем желании не могут конкурировать с зарубежными коллегами: в стоимость, производимой в Казахстане, продукции заложена огромная коррупционная доля: все те откаты, и распилы, которые должны попасть в карманы чиновников. Тут уж, как крестьянин не крутись, а снизить цену не удастся - отказаться от своей доли наши чиновники не смогут. Такие, как Мамытбеков, скорее, поставят страну на грань потери независимости (пока еще продовольственной), чем станут жить честно.

Крах сельскохозяйственного сектора не пройдет для страны бесследно. Рабочие места на селе практически исчезнут. Для Казахстана, где более половины населения живет в селах, это станет настоящей катастрофой. Социальная обстановка накалится, люди будут требовать работы и возможность кормить свои семьи. Кто помоложе, двинется в города за лучшей долей. А поскольку и там с рабочими местами не густо, социальная обстановка накалиться и в городах.

А что в это время будет делать Мамытбеков и его команда, спросите вы? Если компетентные органы все-таки возьмутся расследовать его деятельность на посту министра сельского хозяйства, то ему придется срочно сбежать за границу и припеваючи жить на дивиденды от «заработанного» за время своей «блестящей» карьеры.

Если же от ответственности он останется в стороне, то его вполне могут назначить на другой ответственный пост, где он также будет «зарабатывать» себе и своим покровителям баснословные прибыли благодаря «прокрутке» бюджетных денег. Например, ему могут доварить пост по закупке продовольствия за границей. Так он и останется «кормильцем» - только не страны, а того, кто так настойчиво держит его при себе еще с эпохи работы в Костанайской области.

Первый звонок

Что и говорить, картина нами нарисована в черных тонах. Сбудется ли она, зависит от высшего руководства страны. Пока его позиция непонятна. С одной стороны, Мамытбекова не раз критиковал Глава государства - все мы помним хлесткую фразу «Гора родила мышь в результате твоей работы, Мамытбеков».

Нелицеприятно о министре высказывались и авторитетные аграрии. Например, заслуженный сельскохозяйственник страны Геннадий Зенченко отметил, что «Министерства сельского хозяйства в стране нет, мы брошены на произвол судьбы».

«КазАгро» сегодня наживается на своих кредиторах», - сказала в своем выступлении в Парламенте Дарига Назарбаева, депутат Мажилиса.

До нескорых пор эта критика ни к чему не приводила - позиции Асылжана Мамытбекова оставались непоколебимыми.

Однако 20 августа 2012 года случилось знаменательное событие - Асылжан Мамытбеков (наконец-то) лишился одного из своих постов. Вместо него председателем совета директоров «КазАгро» был избран первый вице-премьер Казахстана Серик Ахметов. Таким образом, можно сказать, что Мамытбекова и его покровителей отодвинули от кормушки. В его руках все еще остаются административные рычаги воздействия на аграрный сектор Казахстана, но вот вопросы расходования бюджетных средств он уже не может решать единолично.

По данным экспертов, в номенклатурных хитросплетениях, которые приводят СМИ, это назначение серьезно усиливает позиции Серика Ахметова. А вот для Асылжана Мамытбекова это может быть воспринято как первый звоночек к близкой отставке и появлению в кресле министра сельского хозяйства страны человека, способного не размножать цифры в отчетах, а прислушиваться к нуждам крестьян.

Будем надеяться.
Лия Стрик
Газета «КазахЗерно.kz»