История с отказом отгрузки ячменя через порт Актау закончилась отпиской министра

27 Января 2012
Казахстанские крестьяне не скоро забудут минувший 2011 год. Вспоминать они его будут со смешанными чувствами. С одной стороны, с благодарностью к матушке-земле, щедро политой крестьянским потом: она, кормилица, сполна отплатила за тяжкий труд и народила небывалый урожай.

Но на этом хорошие воспоминания о прошлогоднем урожае заканчиваются и начинается бочка дегтя. Разочарование, досада и гнев – весь этот негатив связан в сознании крестьян с нашими профнепригодными чиновниками. Именно их недальновидность, лень, а иногда и откровенная глупость не позволили крестьянам получить хоть какую-то выгоду урожайного рекорда и свели на нет многомесячные труды.

Дорогой подарок министру

В новом году принято надеяться на лучшее, оставляя в прошлом все плохое. Никто не будет спорить, что и крестьяне с удовольствием бы жили по принципу «Завтрашний день будет лучше вчерашнего». Но жестокая реальность пока бьет наотмашь, заставляя ожидать от будущего еще более тяжких испытаний. И такие опасения не случайны. Судите сами: новый год начался с душераздирающей новости о том, что министр сельского хозяйства РК Асылжан Мамытбеков получил к празднику дорогой (очень дорогой!) подарок – оставшись главой МСХ РК, он также получил и кресло председателя совета директоров АО «Национального холдинга «КазАгро». То есть, вдобавок ко всем административным рычагам, Асылжан Мамытбеков сосредоточил в своих руках еще и все финансовые ресурсы одной из приоритетных для развития страны отраслей – сельского хозяйства.

Возникает законный вопрос: за какие заслуги Асылжан Мамытбеков получил такой жирный бонус к министерскому портфелю? Уж не за горы ли оставшегося осенью под открытым небом зерна? Уж не за взлетевшие ли в два раза в течение года цены на мясо? Уж не за то ли, что вопреки рекордному урожаю масса мелких крестьян оказалась на грани разорения из-за падения цены на зерно ниже себестоимости? Уж не за паралич ли процесса отправки зерна на экспорт?

Казалось бы, ответ «да» на любую из частей этого вопроса будет абсурдом. Но не спешите! Давайте вспомним древнегреческих философов Сократа и Аристотеля и введенное ими в оборот слово «олигархи». Что это такое? В народе так называют богачей, живущих в Лондоне и покупающих футбольные клубы. Не исключаем, что однажды и наш министр променяет золотые пшеничные поля на зеленые футбольные, но пока приведем классическое определение понятия «олигарх» - это как раз та самая концентрация в одних руках власти и богатства. Вернее даже, тут мы имеем дело с частным случаем олигархии – с плутократией (от греческого plutos – богатство и kratos – власть). Исходя их этого определения, Асылжан Мамытбеков – самый настоящий олигарх-плутократ, поскольку занимает и министерское кресло (власть) и пост главы «КазАгро» (деньги). Если вы не согласны с выводом, мырза Мамытбеков, претензии предъявляйте не к нам, а к древним грекам.

А теперь давайте вернемся к нашему вопросу «за что такой жирный бонус?», уже исходя из понимания, что речь идет об олигархии. Как опять-таки гласит классическое определение, олигархи принимают административные решения, исходя из интересов не большинства, а узкой группы богачей. И тут мы делаем неожиданный вывод: все те перечисленные нами беды – на самом деле беды только для большинства, для нас с вами. А для узкой группы воротил, контролирующих все прибыльные сферы, это не беды, а золотое дно.

Ну, судите сами – горы зерна под открытым небом? Это плохо для крестьян. Зато для владельцев элеваторов это хороший повод поднять расценки на приемку, сушку и хранение зерна.

Рост цен на мясо? Для покупателей – плохо. Для крупных продавцов – прибыль.

Разорение мелких крестьян? Да зерновые гиганты только и мечтают об этом, дабы избавиться от проблемы перепроизводства пшеницы в стране и контролировать цены.

Паралич экспорта зерна? Так ведь благодаря этому рухнули цены на пшеницу внутри страны, (на зерно – в 3 раза, на муку – в 2 раза). Благодаря этому, те немногие «избранные», имеющие выход на транспортные каналы, сумели хорошо заработать, покупая пшеницу у несчастных казахстанских крестьян по $100 за тонну и перепродавая за границу по $300.

Пиратская эпопея на Каспии

И, говоря о транспортировке, мы неизбежно должны вспомнить эпопею ТОО «Многострадальное зерно», разворачивавшуюся на наших глазах в прошлом году. Напомним, что эта фирма-производитель зерна много месяцев подряд пыталась отправить груз из морского порта Актау (находящегося в ведении министерства транспорта и коммуникаций РК) в Иран через зерновой терминал «Ак бидай терминал» (который принадлежит АО «КазАгро» и подчиняется Министерству сельского хозяйства РК). Задача оказалось неразрешимой: «Многострадальное зерно» не только не смогло найти общий язык с руководством всей этой длинной цепочки чиновников МСХ РК, АО «КазАгро» и самого АО «Ак бидай терминал», чтобы отгрузиться через терминал, но даже просто узнать порядок того, как встать в очередь на отгрузку, какие документы собрать и заполнить, к кому обраться для получения внятных ответов – все это оказалось тайной за семью печатями. И это при том, что и сам порт, и зерновой терминал являются государственной собственностью!

Все зерновики знакомы с фактической ситуацией: поскольку терминалом управляет АО «КазАгро» и МСХ РК (а это сейчас один человек – Асылжан Мамытбеков), зерно морем грузят лишь некие «избранны» экспортеры, получая сверхприбыли благодаря тому, что цены на пшеницу внутри страны были обвалены действиями того же самого руководства АО «КазАгро» и МСХ РК. Вот такие плутократические реалии, такой замкнутый олигархический круг…

Большой начальник – маленькая отписка

Приведем красноречивую фактическую деталь, чтобы проиллюстрировать наше сугубо аналитическое повествование: еще 7 ноября представитель ТОО «Многострадальное зерно» направил запрос в личный блог Асылжана Мамытбекова на правительственной платформе.

«Уважаемый Асылжан Сарыбаевич! С этим письмом мы обращаемся к Вам в надежде обратить Ваше внимание на существенные злоупотребления, во многом противоречащие Законодательству РК, которые имеют место в сфере транспортировки и логистики зерновых грузов, а также найти понимание с Вашей стороны. Мы считаем, что только на Вашем уровне они могут быть пресечены или ограничены.

Наша компания - производитель зерновых культур - столкнулась с проблемой реализации выращенного и убранного урожая в виду полного немотивированного ничем отказа со стороны руководства АО «Ак Бидай Терминал» в отгрузке зерна через порт Актау, и непосредственно через сам порт Актау.

Просим Вас оказать содействие по согласованию с АО «Ак Бидай терминал» по перевалке груза ячменя через порт в Актау, или напрямую в международный торговый порт Актау. Погрузка будет проводиться на открытых площадках, минуя ТОО «Ак Бидай Терминал», первая партия отгрузки - до 4 000 тонн ячменя в мешках биг-бэгах. Дополнительно сообщаем, что имеется собственный корабль для транспортировки груза ячменя, поэтому проблем с быстрой и своевременной разгрузкой вагонов и погрузкой на корабль не возникнет.

Действуя в соответствии с планами Правительства Республики Казахстан, наша компания, спасая свой урожай от гибели и фирму - от банкротства, несмотря на острую нехватку вагонов для отправки зерновых культур, изыскала возможность поставить зерно в Актау для дальнейшей отправки в Иран. Фирма получила отказ, несмотря на предварительную договоренность в письменной и устной форме.

Сложилась парадоксальная ситуация. «Ак Бидай Терминал» не принимает пшеницу в биг-бегах, биг-беги с зерном не принимает порт, хотя удобрения и цемент в этой же упаковке с удовольствием грузит и туда, и обратно. А принимающая сторона главным условием поставки выдвигает именно герметичную упаковку зерна именно в этих злополучных биг-бегах.

Просим Вас оказать содействие в преодолении этих неправомерных действий со стороны руководства Актауского международного порта, а так же действий «Ак Бидай Терминала». Мы обращаемся к Вам как к последней инстанции, которая может внести законные коррективы в действия ответственных лиц администрации порта Актау, которые пользуясь своим монопольным положением, своевольно устанавливают дискриминационные условия работы для участников экспортного зернового рынка Казахстана».

Вот такой вопрос, простой и понятный. Тут мы не приводим ту многостраничную часть запроса, которая описывает многомесячные мытарства представителей ТОО «Многострадальное зерно», связанные с переговорами с руководством порта и зернового терминала. Их мы не раз уже описывали на своих страницах. Итог так и остался нулевым. И надежда оставалась лишь на главное звено в этой цепи – министра сельского хозяйства (а теперь еще и главу АО «Каз-Агро» - фактически владельца зернового терминал). Казалось бы, в этом случае можно рассчитывать на компетентный (и быстрый) ответ. Но… во-первых, что касается «быстрого» ответа. Смотрим на даты: вопрос поступил 7 ноября. Ответ, по идее, должен был последовать в месячный срок. Не тут-то было! Прошло аж два с половиной месяца (в течение которых ТОО «Мнострадальное зерно» продолжало терпеть убытки), чтобы 26 января в блоге появился вот этот «ответ» за подписью Асылжана Мамытбекова:

«АО «Ак Бидай Терминал» (далее - Общество) предназначено для перевалки зерна со специализированного подвижного состава - зерновозов посредством специализированных погрузочных устройств. Далее зерно перемещается в терминал и в итоге грузится на предполагаемое судно. Условия поставок ячменя Товарищества в биг-бэгах не соответствует данным требованиям, т.к. у Общества отсутствуют специализированные погрузочные краны, предназначенные для погрузок биг-бэгов, также отсутствуют складские помещения по хранению мешков с ячменем».

При первом прочтении этой маленькой отписки министра (полноценным ответом назвать этот абзац текста) возникает подозрение, что писал ее человек, не только не компетентный в обсуждаемой теме и толком не потрудившийся прочесть вопрос, но и просто интеллектуально не состоятельный. Ведь если выжать каплю смысла из отписки, то она заключается в следующем: «Ак бидай терминал» не может грузить зерно в биг-бэгах, поскольку не имеет для этого кранов и складов.

Но ведь в вопросе четко разделены две просьбы – помочь с отгрузкой насыпного зерна через «Ак бидай терминал» (это раз) и через порт в биг-бэгах (это два). Речи об отгрузке биг-бэгов через зерновой терминал и близко нет!

Ну, и какой вывод прикажете делать из этого ответа? Помощники министра, ответственные за его блог, плохо соображают? Версия заманчивая, но она вызвана скорее эмоциями от разочарования: еще бы, два с половиной месяца ждать ответа, надеяться на помощь – и получить «это»! Более вероятна версия, что автор ответа (вряд ли это сам министр) просто «валяет ваньку», в упор не видя ту часть вопроса, которую он видеть не хочет и на которую отвечать не намерен – касающуюся зернового терминала «Ак бидай терминал». Как мы уже не раз отмечали, эта государственная по сути собственность давно превратилась в вотчину нечистых на руку чиновников. Ограниченные мощности терминала работают исключительно на благо небольшого перечня зернотрейдеров, видимо, не остающихся в долгу перед управленцами за «помощь». Всем остальным желающим воспользоваться возможностями государственного (!) терминала нечего об этом мечтать. Нежелание министра ответить на прямо поставленный вопрос лишь лишнее подтверждение того, что коррупционная схема, в которую завязан зерновой терминал «Ак бидай терминал», его ничуть не смущает. С чего бы? Ответ очевиден.

Как только зерновая компания отказала в навязываемых ей услугах со стороны третьих аффилированных экспедиторских предприятий двери порта и терминала наглухо закрылись. Теперь ни порт, ни терминал не хочет прецедента нарушения их монопольно установленного порядка погрузки. Так что не в АО «Ак Бидай Терминал» дело. Была просьба посодействовать восстановлению справедливости. Но, к сожалению, она так и не была, ни замечена, ни услышана. И нам очень жаль, что отраслевой министр не заботится о справедливом формировании экспортных грузов через единственный морской порт Актау товаров его подотчетной отрасли. Вот так, коротко и ясно отфутболили компанию, пытающуюся с лета прошлого года выполнить поставку ячменя через порт Актау.

Плутами должен заниматься финпол

Мы связались с ТОО «Многострадальное зерно», чтобы услышать их реакцию на отписку министра:

- В своем письменном обращении к министру сельского хозяйства РК Асылжану Мамытбекову мы попросили помощи в разрешении двух вопросов. Во-первых, это отгрузка насыпью зерна через зерновой терминал «Ак Бидай терминал», во-вторых, отгрузка зерна биг-бегами через порт (минуя терминал). Причем, основной частью вопроса была именно первая, касающаяся отгрузки насыпью. Три года мы бьемся над тем, чтобы просто узнать принцип, по которому зерновые компании получают возможность пользоваться возможностями государственного (!) зернового терминала. И три года мы получаем отписки. Отпиской стал и опубликованный в блоге «ответ» Асылжана Мамытбекова. Вместо того, чтобы ответить по сути вопроса, он нам разжевывает прописную истину о том, что через терминал биг-бегами зерно отправить невозможно. Такое чувство, что автор ответа пытается выставить дураками ТОО «Многострадальное зерно», да и всех зерновиков страны, которые по нашему примеру пытаются уже несколько лет отгрузиться морем. Для чего министру это делать? Ведь таким образом он показывает лишь собственную некомпетентность и наплевательское отношение к отрасли, которую ему поручено развивать и поддерживать! Мы удивлены и возмущены тем, что министр мог написать такую глупость. Если этот ответ действительно сделан им, то вообще непонятно, как он мог занять кресло министра. А ведь на деле, все зерновики знают, что через зерновой терминал отгружаются только три компании, которые попали в число «избранных» как раз в то время, когда Асылжан Мамытбеков занял пост главы «Каз-Агро» - владельца АО «Ак бидай терминал». Каким образом они его сумели так заинтересовать?

Почему они получают приоритетный доступ к услугам государственного предприятия в ущерб другим участникам рынка? Этот вопрос остается для нас открытым, и видимо, ответить на него смогут только такие компетентные органы, как прокуратура и финансовая полиция.

Кстати, отметим, что вопрос отгрузки зерна непосредственно через порт Актау (находящийся в подчинении Министерства транспорта и коммуникаций РК, а не МСХ РК) в биг-бэгах к настоящему времени ТОО «Многострадальное зерно» удалось решить положительно своими силами, без помощи министра сельского хозяйства. Поставки зерна в биг-бэгах идут.

А вот ситуация с отгрузкой насыпного зерна через «Ак бидай терминал» по-прежнему выглядит бесперспективно. И причина этого все в том же - в олигархическом подходе к управлению сельским хозяйством Казахстана. Зачем плутократам из МСХ РК заботится о чьих-то там интересах, помогать в отгрузке? Зерно «избранных» людей идет на экспорт и по железной дороге, и по морю. А все остальные? Они просто - остальные…

Как тут не отметить созвучие греческого слова plutos (богатство) с понятным каждому словом плут (хитрый, ловкий человек). Пока сельским хозяйством Казахстан будут управлять так же хитро ловко, как сейчас, процветать будет только приближенная к МСХ РК «элита». Основная же масса крестьян страны будет продолжать трудиться на благо этой группки, а не на себя и не на страну. И не помогут нашим крестьянам на ноги ни новые технологии, ни рекордные урожаи – сливки с их труда снимет какой-нибудь плут.