Исследование российского рынка минеральной и питьевой воды

10 Декабря 2008
В ближайшем будущем следует ожидать продолжения структурных изменений рынка. Они будут связаны с развитием отдельных подсегментов: например, с увеличением доли премиальной продукции, с ростом популярности воды в оригинальной упаковке и крупной таре, а также с ростом популярности «спортивной» воды. Производители все больше внимания уделяют разработке маркетинговых стратегий и рекламным компаниям. В то же время в связи с финансовым кризисом многие проекты компаний заморожены, новые пока начинать не планируют.
Рынок минеральной и питьевой воды вплоть до последних месяцев входил в число наиболее быстрорастущих потребительских рынков России. На долю минеральной и питьевой воды приходится по разным оценкам от 40% до 60% всего рынка безалкогольных напитков.
Объем рынка минеральной и питьевой воды без кулеров в 2006 году составил 2,97 млрд. литров или в стоимостном выражении $ 1,25 млрд. В 2007 году аналогичные показатели достигли 3,4 млрд. литров и $ 1,5 млрд., по другим оценкам объем рынка составлял $ 1,7 млрд.
В период с августа 2007 г. по июль 2008 г. рынок питьевой и минеральной воды вырос на 25% в стоимостном выражении.
Однако в сентябре-ноябре 2008 г. объем рынка, по оценкам сотрудников компаний, занимающихся продажами минеральной и питьевой воды, сокращался: в сентябре – на 7%, в октябре – на 15%, в ноябре – на 20%. Эксперты ожидают дальнейшего сокращения продаж.
По прогнозам специалистов DISCOVERY Research Group, по итогам 2008 года объем рынка в стоимостном выражении по сравнению с 2007 годом не изменится и составит $1,6 млрд. отметим, что ранее, когда кризисные явления в российской экономике не проявлялись настолько отчетливо, объем продаж ожидался на уровне $ 1,84 млрд/ по итогам года, т.е. на четверть миллиарда долларов больше..
Прогноз объема рынка питьевой и минеральной воды на 2009 год, выполненный специалистами DISCOVERY Research Group, колеблется от $1,1 до $1,44 млрд. в зависимости от сценария развития – пессимистичного, согласно которому снижение продаж составит 30-35%, и оптимистичного, который предполагает снижение продаж на 10%.
По официальным данным ФСГС РФ общий объем производства минеральной и питьевой воды в России в 2006 году составил 2,88 млрд. литров. В 2007 году производство выросло на 20,7% до 3,48 млрд. литров. При этом 53% производства в 2006 году приходилось на 30 предприятий, среди которых «Карачинский источник», «Висма», «Меркурий», «Кавминводы», Coca-Cola и PepsiCo. Треть производства минеральных вод сосредоточено в Южном федеральном округе - на его долю приходилось 37,3% общероссийского производства в 2006 году. В 2007 она снижается до 31,9%. На Центральный федеральный округ в 2007 году приходилось 20,8% объема производства, на Сибирский – 16,6%, на Приволжский – 12%, на Уральский – 7,9%, на Дальневосточный и Северо-Западный – 6,1% и 4,7% соответственно.
Наиболее крупными игроками на общероссийском рынке минеральной и питьевой воды по-прежнему остаются международные концерны The Pepsi Bottling Group (ТМ «Аква Минерале») и The Coca-Cola Company (ТМ «БонАква»). Среди российских компаний лидирующими являются «Карачинский источник», ЗАО «Висма», «Меркурий», «Кавминводы» и «Нарзан».
В 2006-2007 годы в России продолжается тенденция консолидации отрасли, которая сопряжена с наращивания доли рынка его участников. Главную роль играют транснациональные корпорации - Danone, The Coca-Cola Company, Nestle, PepsiCo и крупные российские производители молочных продуктов и соков, например, «Вимм-Билль-Данн». ТНК скупают акции крупных российских производителей, чему способствует снижение стоимости акций из-за финансового кризиса.
Также в связи с кризисом производители вынуждены замораживать инвестиционные проекты, обилие которых еще в начале 2008 года являлось одной из характерных черт развития рынка.
Александр Болтавин
DISCOVERY Research Group
Тел.: +7 (495) 945-88-68, +7 (495) 968-13-14,Факс: +7 (495) 945-88-68,
boltavin@drgroup.ru
www.drgroup.ru