Маркон - 15 лет. Годы и люди.

11 Ноября 2008
Пятнадцать лет. Годы и люди.

15 октября исполнилось пятнадцать лет с начала работы Маркона на рынке фаст-фуда.
Однажды коллега, с которым у меня сложились непростые отношения, в трудное для компании время, пожелал нам обоим доработать до пенсии в Марконе. И я поймал себя на мысли, что у меня качественно изменилось к нему отношение. Потому, что я всегда относился к сотрудникам через оценку их лояльности к Маркону.
Вспоминая эти пролетевшие пятнадцать лет, перефразировав Татьяну Доронину из кинофильма «Две сестры», хочется спросить вас нынешних – любите ли вы Маркон, так, как любим его мы «старики-марконовцы»: Шихарев, Рак, Федотов, Жучков, Кигин, Левитин?
Все начиналось осенью 1993 года. К 1994 году работали три электрических киоска: в Камергерском переулке, на Театральной и на Тверской площадях. Эти три белоснежных красавца появились в столице, в то время, когда тетки в китайских пуховиках и грязных фартуках торговали пирожками с капустой из общепитовских «люминевых» кастрюль, выкладывая их в газетные кульки, а мелкорозничная сеть была представлена в основном переделанными транспортными контейнерами.
На этом фоне наши мини-кафе (а не авто-буфеты, как значилось в официальных документах), с европейским уровнем обслуживания, стали примером и образцом для подражания для всей страны. Не будет преувеличением сказать, что в России с них началась цивилизованная торговля фаст-фудом в мелкорозничной сети.
У нас всегда был психологически выверенный уровень цен. Наши цены были выше, чем у других. Но и предлагаемая продукция, по вкусовым качествам и ассортименту, не говоря уже о сервисе, были на несколько порядков выше. В сопоставимой продукции я до сих пор не ел ничего вкуснее, чем наш «датский хот-дог».
Примечательный разговор состоялся однажды у меня с Анатолием Крапивским в Камергерском переулке, у нашего первого киоска, который был подключен к его кафе «Зима». Он высказал сомнение в жизнеспособности проекта из-за достаточно высоких цен. Я поинтересовался, какая среднедневная выручка в кафе и сколько народа работает. Услышав ответ, чтобы не огорчать приятеля, поспешил перевести разговор на другую тему, потому что в расчете на одного работника наши показатели были в несколько раз выше.
Я убежден, что именно тогда начал формироваться потребитель нашей продукции и, несмотря на метаморфозы по изменению внешнего облика киосков





в соответствии с требованием времени, наш покупатель их расшифровал и остался нам верен.
Мы были очень разные те, кто стоял у истоков крупнейшей теперь в России компании по мелкорозничной продаже хот-догов: Андрей Разин, Сергей Федотов, Люба Меликян, Володя Федотов, Володя Логачев, Елена Ноздрачева, Нурия Каюмовна, Валентина Дворникова, Максим Синяев, Игорь Садофьев, Александр Тимонин, Владимир Челышев. Чуть позже пришли Татьяна Толстова, Виктор Ямпольский, Алексей Гриневич, Халид-оглы Махмудов, Игорь Овсянкин, Александр Олейник, Валентин Тевис, Андрей Усов, Борис Струков, Владимир Воронин, Татьяна Володина, Андрей Брусков, Алексей Семенов, Юрий Тислов, Евгений Лобов, Александр Роговцов. Не все прошли сквозь сито времени: многие нашли себе другое занятие - по душе, а кто-то потому, что наш шеф не прощает воровства и предательства. Но сегодня не будем о грустном.
Эти люди, если кого забыл назвать, простите, занимали не равнозначные должности, но нас всех вдохновляла и объединяла грандиозная задача, поставленная Сергеем Георгиевичем Шихаревым - установить в Москве 250 киосков. Задача была не только поставлена, но и стала материально воплощаться. Из Дании каждые два-три месяца стали поступать по десять киосков.
Все эти годы всегда был сложным процесс получение и сохранения торговых мест, но это, как говориться, отдельная песня. За тем, как мы развиваем свою сеть - следили и сейчас внимательно следят наши конкуренты. Особенно наглядно это проявилось, когда по техническим причинам у нас случился перерыв в поставке продукции. Мы на несколько дней ушли с улицы, а возвращаться пришлось с превеликим трудом, потому что наши места оказались заняты другими.
Не передать, в каком я был ужасе, услышав эту цифру и график поступления киосков, и вздохнул с облегчением, когда после многочасовых обсуждений остановились на «газовом варианте». Дело в том, что первые киоски были подключены с огромным трудом. Когда Люба Меликян на Театральной площади включала в киоске оборудование на полную мощность, столб фонтана в сквере перед Большим театром оседал на две трети. Вместе с этим столбом падало мое настроение, а душа уходила в пятки.
По сравнению с муками подключения к электросети организовать хранение, замену и эксплуатацию газовых баллонов было гораздо проще. Тем более, что первые годы киоски ежедневно на ночь вывозились, а утром завозились в места торговли.
Многие годы заведовал этим непростым хозяйством Андрей Стрельчук и высшей оценкой его труда является то, что по этому участку серьезных вопросов






не возникало. Позже, когда у конкурентов начали взрываться киоски с газовым оборудованием, в Газовой инспекции меня утешили, что на нас «наедут» в последнюю очередь.
Нарушая хронологию повествования, не могу не отметить колоссальную работу Технической Службы и, в первую очередь двух Владимиров Ивановичей - Тремаскина и Пономарева, по переводу киосков на электроснабжение. Через восемь месяцев после первых взрывов торговля с применением газового оборудования в мелкорозничной торговле Москвы была запрещена.
Мы жадно изучали датский опыт торговли хот-догами. В нашу
самодеятельную школу, где преподавателями были Толстова, Ноздрачева, Тевис, Усов, т.е. те, кто потом принимали отчеты, проводили ревизии, проверяли соблюдение правил торговли и техники безопасности, приезжал для проведения мастер-класса датчанин, имя которого занесено в Книгу Гинесса как самого быстрого в приготовлении хот-догов. Запомнилось, как он смутился, услышав реплику продавцов, что у нас запрещено брать продукцию руками. Я потом ему объяснил, что у нас санитарные правила более жесткие, чем в Дании.
Наши продавцы хорошо усвоили полученные уроки и делились опытом с новичками. Наверно, поэтому нас пригласили в посольство Дании на выездную торговлю обслуживать праздник по случаю окончания реконструкции здания. После окончания мероприятия, слова благодарности и высокая оценка обслуживания, были искренними, а не пустым комплиментом.
В этом я убедился, будучи в Копенгагене, где хот-доги национальная еда. Мы не стали слепо копировать датский опыт, торгуем не хуже, а лучше, с учетом наших климатических и географических условий. Сохранив наглядность процесса приготовления, мы предлагаем покупателю более широкий ассортимент и продукции и напитков.
Отличительной особенностью от датчан было и то, что наша сеть работала в круглосуточном режиме. Первым на круглосуточный режим работы, по просьбе девушек трудящихся на Тверской улице, был переведен киоск расположенный напротив отеля «Палас», а затем постепенно и большая часть сети.
Помню, датские коллеги привезли нам «туземцам» разлинованные таблички, в которых нужно было палочками отмечать каждый проданный хот-дог для того, чтобы составить товарный отчет. Каково же было их изумление, когда они ознакомились с компьютерной обработкой отчетов придуманной Сергеем Федотовым и Алексеем Гриневичем.
Конечно датчанам, да, наверное, и большинству мелкорозничных торговцев в других странах, не приходится продираться сквозь такие тернии, как нам. Что только не придумают наши чиновники: и пожарные, и врачи, и градостроители.
Одно время даже умудрялись официально брать плату за занимаемую киоском





территорию. Хорошо, что удалось организовать эту процедуру согласования централизованно через Москомзем, а не конкурсных комиссиях по районам столицы.
Нам тогда удалось помочь и нашим арендаторам. Несколько слов о них. Вначале, когда хлынул поток киосков из Дании, соотношение киосков было в собственной сети 30-40 процентов и 70-60 процентов в аренде. Однако, киоски, сданные в аренду, не соответствовали тем высоким стандартам обслуживания, которые мы установили для себя. И руководителем компании было принято решение избавиться от нерадивых арендаторов наносящих вред имиджу компании.
Задача была сформулирована следующим образом. Покупатель идет к киоску с нашим брендом - ему все равно кто осуществляет хозяйственную деятельность. Поэтому уровень обслуживания и ассортимент должен быть везде одинаковым.
Шло время. Сеть видоизменялась и развивалась, росли объемы продаж. Мы стали традиционными участниками всех городских мероприятий: Дня города, Новогодних, мартовских и майских праздников, спортивных соревнований и т.д.
Но в работе компании стал накапливаться не только положительный, но и отрицательный потенциал.
Сеть «осела» на земле, хуторская инфраструктура «кустов» не соответствовала потребностям сети, в сложившейся ситуации полукустарные методы обучения не соответствовали требованиям.
Вот тогда Сергей Георгиевич Шихарев провел коренную перестройку компании по всем ключевым направлениям. На базе Бусиновского мясоперерабатывающего комбината были создана инфраструктура, обеспечивающая работу компании в круглосуточном режиме.
Складское хозяйство по приему оптовых поставок и переработке их для поставки в мелкорозничную сеть в ночное время (уже тогда начались транспортные проблемы особенно в центральной части города). Его возглавляли Алексей Семенов, Александр Тимонин, Владимир Воронин, Михаил Садофьев.
Транспортную службу, объединившую весь транспорт компании, его ремонт, обновление, техосмотры и регистрационные мероприятия, а это сотни транспортных единиц - Аветис Аветисян, Евгений Половцев.
Техническую службу, которая обеспечивает работоспособность более 200 передвижных и стационарных объектов торговли -Андрей Ориничев, Владимир Понамарев, Владимир Тремаскин, Александр Легенько.
Была создана Финансовая служба, которую возглавил Сергей Рак, а затем Дмитрий Долбик. О значении этой Службы говорить не приходиться, чем «прижимистей» финансист, чем трудней его убедить в необходимости и обоснованности трат, тем лучше для компании.
В большой компании огромный документооборот и привел его в соответствие с действующими требованиями Михаил Иванович Кигин, который и сейчас доводит многих до слез своей требовательностью, но добивается качественной подготовки документов.
Огромный вклад в становление компании внес Юрий Георгиевич Жучков и его помощник Евгений Николаевич Левитин. Однажды советский классик сказал: «Кадры решают все!». И это правильно. Даже трудно выделить какие-то главные направления в работе Службы управления персоналом. Подбор, обучение и расстановка кадров, поддержание зарплаты на соответствующем рынку уровне, выработка стимулирующих мер по повышению производительности труда, проведение мероприятий, сплачивающих коллектив. Создание атмосферы, когда перед каждым сотрудником, проявившим себя с положительной стороны, открыта дорога для карьерного роста. Имели место случаи, когда думающие люди, которые решили заняться аналогичным бизнесом, приходили обучаться в нашу школу продавцов, проходили тестирование, обучались и применяли полученные знания на практике.
Было время, когда на работу продавцом принимались люди с высшим или средним специальным образованием. Таким образом, Службой персонала был создан кадровый «задел», который позволил сделать успешную карьеру Юле Боцман, Людмиле Дыбовой, Татьяне Букриной, Надежде Мерзликиной, Татьяне Исаевой, Вячаславу Чиркову, Дмитрию Акишину, Николаю Сосову, Ольге Тарасовой, Денису Поцелуеноку и многим другим.
Видя перспективу и сегодня, многие сотрудники совмещают работу с учебой. Окончили институт Занин и Калинкина, учатся: Андрей Коваль, Александр Легенько, Андрей Прокопчук и многие другие.
Последовательно проводится компьютеризация обработки документооборота. И наши компьютерщики во главе с Андреем Куликовым успешно справляются с постоянно растущими объемами работы. Воплощена давняя задумка Сергея Георгиевича Шихарева о возможности получения информации не только со стационарных объектов, но и из мелкорозничной сети в режиме «on line».
В нашей компании многие работают семьями. Этой характеристикой можно было бы ограничиться, говоря о сложившейся атмосфере и климате в коллективе. Потому, что никто не позовет близкого ему человека туда, где плохо относятся к людям.
Статья была бы не полной, если бы мы не упомянули о наших партнерах -арендаторах, которых мы считаем неотъемлемой частью нашей семьи: большой семьи под названием Стардог!s. Они (Пантелеев Анатолий, Храпаль Ольга, Хан Руслан, Абу Шарех Закария) в смутное для России и для бизнеса время встали в один ряд с компанией Маркон и за долгие годы, проявив свой характер и профессиональные навыки завоевали гордое звание «Партнер», с которым можно выстраивать долгие и качественные взаимоотношения и с оптимизмом смотреть в будущее.
Перед честолюбивой молодежью открываются заманчивые перспективы: видоизменяется «Стардог!s» - теперь это не только киоски, но и остановочные павильоны, павильоны входного типа, мини-юниты. Развиваются новые направления: «Багетерия», «УДОНъяСАН», собственное производство в п. Северный «On-time». Зная упорство и дотошность Сергея Рака, который возглавляет Службу развития, есть основание быть уверенным, что на рынке фаст-фуда наш Маркон будет успешно развиваться не только в Москве и Подмосковье, Петербурге и Туле, но и в других регионах страны.
На этой оптимистичной ноте я хочу поздравить всех «марконовцев» и тех, кто стоял у истоков и тех, кто только влился в коллектив с Пятнадцатилетним юбилеем, пожелать всем удачи, крепкого здоровья и долгих успешных лет работы в компании.


Г.И. Жафяров
Гайяр Исмаилович Жафяров
ООО "Маркон"
(495) 647-98-20 (вн. 6393) офис, 926-495-64-89 моб. - Екатерина Неловко, pr-manager,
nelovko@marcon.ru