О признании законным вынесенного Управлением предписания об устранении нарушений законодательства

30 Июня 2014
Арбитражный суд Московской области рассмотрел заявление Администрации подмосковного сельского поселения к Управлению Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям о признании недействительным предписания об устранении нарушений требований законодательства.

Как следует из материалов дела, в ноябре 2013 года было проведено обследование скотомогильников (в том числе сибиреязвенных), расположенных на территории Ногинского района Московской области.

При проведении обследования выявлено ненадлежащее устройство, оборудование и санитарное состояние скотомогильника, расположенного около населенного пункта Тимохово. Установлено, что при обустройстве скотомогильника нарушены требования п. 5.6 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 ¹ 13-7-2/469, а именно: место захоронения не огорожено, траншеи по периметру и обвалка отсутствуют, что создает угрозу распространения заболевания сибирской язвы. Выявленные нарушения зафиксированы в акте. В декабре 2013 года Управлением вынесено предписание об устранении нарушений требований законодательства, в соответствии с которым Администрации было необходимо устранить выявленные нарушения.

Не согласившись с вынесенным административным органом предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд, ссылаясь на отсутствие у нее обязанности по содержанию и благоустройству указанного скотомогильника, поскольку скотомогильник не может находиться в собственности сельского поселения, а также на нарушение Федерального закона от 26.12.2008 ¹ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при вынесении оспариваемого предписания.

В процессе рассмотрения жалобы суд указал, что в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 ¹ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из вопросов местного значения городского округа является участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мерой по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенными выше нормами федерального законодательства, при этом данная обязанность по предупреждению последствий чрезвычайных ситуаций не ставится в зависимость от наличия права собственности на ту или иную территорию.

При этом суд обратил внимание на то, что собственник спорного объекта не определен, рассматриваемый скотомогильник не является действующим и находится на территории сельского поселения. Следовательно, меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, должны приниматься сельским поселением и вопрос балансодержателя данного объекта должен разрешаться органом местного самоуправления и не в рамках настоящего спора.

Доводы заявителя о том, что административным органом при проведении проверки допущены нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 ¹ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», так как о проведенной проверке Администрация не извещалась, судом отклоняются, поскольку административным органом осуществлялась проверка не в отношении Администрации, а обследование скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения.

Исследовав материалы, суд пришел к выводу, что административным органом доказана законность и обоснованность вынесения рассматриваемого предписания, и оно подлежит признанию законным и обоснованным.
1
1