В каких морях плавает Ак-бидай?

28 Марта 2012
Автор этой статьи – работник порта в Актау. Работает в порту уже 30 лет, и во время союза и независимости. Человек с большим опытом, который любит свою родину и очень переживает за нее. Когда он прочитал слова Мамытбекова стало очень грустно и обидно, что из уст министра услышал подобные речи. Вашему вниманию его отклик на интервью главы МСХ РК г-на Мамытбеков в отношении проблем зернового терминала «Ак-Бидай» в Актауском порту.

Очень радуется когда порт перегружает зерно и гордится нами..
Прочитывая недавнее интервью главы МСХ РК г-на Мамытбеков в отношении проблем зернового терминала «Ак-Бидай» в Актауском порту, все время вспоминается поговорка –«В огороде бузина, а в Киеве дядька».

Вот например, чего стоит его следующее заявление –
«Судов тоже не хватает, и поэтому терминал дает только тому, у кого есть договор с судном, потому что привезти и заполнить разом 23 тысячи тонн, и потом ждать судно - это неправильно. Нужно давать возможность отгружать только тому, у кого есть уже договор с судном».

Начнем с «бузины» - якобы нехватки судов на Каспии, пройдемся по странам региона и начнем в алфавитном порядке.
Итак, Азербайджан - исторически сложилось, что при распаде СССР подавляющая часть советского Каспийского пароходства – или коротко Каспар досталась Азербайджану ввиду того, что головная контора пароходства находилась в Баку. В последующем.

В годы независимости Каспар закупал новые суда и наращивал свой флот. И к настоящему времени только сухогрузный флот Каспара насчитывает 37 сухогрузов, общим водоизмещением 484 486 тонн.

Теперь возьмем Иран – на Каспии представлено сразу несколько судоходных компании – частных и государственных. Крупнейшим является государственная компания «Хазар Шиппинг» имеющая представительство в Актау. Общее количество иранских судов на Каспии составляет 14 единиц, общим водоизмещением 67390 тонн.
Казахстан мы вынуждены пропустить ввиду полного отсутствия своего сухогрузного флота – имеются в наличии только танкера для перевозки нефти и нефтепродуктов.

Следующим по списку идет Россия. И тут бы хотелось напомнить министру общеизвестный факт о том, что Волга все-таки впадает в Каспийское море. И это означает что российские суда класса «река-море», общее количество которых более 700 со средней грузоподъемностью около 3 000 тонн может перевезти более 2 миллионов тонн груза.
И не только в Иран, но через российские каналы в любой порт мира - хоть в Гану, хоть в Малайзию.

Таким образом, можно констатировать, что доводы о так называемой «нехватке судов» просто не состоятельны и нелепы.

Позвоните любому российскому, азербайджанскому судовладельцу и он подымет вас просто на смех. Есть и суда, есть и судовые брокеры и агенты в любом каспийском порту, которые предложат на выбор любой каспийский флаг.

В том же порту Актау до пяти агентских компании. Некоторые из них выполняют функции и экспедиторских компаний.

Теперь же в отношении дядьки. После прогремевшего на весь мир заявления казахстанского министра сельского хозяйства о том, что зерно нужно хранить на полях, стоить ли искать еще более нелепые аргументы как например «нехватка судов» только для того чтобы сохранить уже всем известную ситуацию с монополией трех фирм вокруг государственного зернового терминала «Ак бидай» на Каспийском море.
Или найдем теперь аргумент что «Ак Бидай» находится не на Каспийском море?

Да, бузина, оказывается не в огороде, а в голове аграрного министра. А в огороде как раз, то бишь в полях, как раз пшеница, которая частью так и осталась там, поскольку элеваторы в аграрном секторе, возглавляемом министром с бузиной в голове, все сплошь маленькие и маломощные как Ак-Бидай. Который и построен не для решения вопросов масштабного экспорта зерна из страны, а исключительно для пополнения частных бюджетов ограниченной группы лиц.

Люди поистине скромные и заботящиеся о государственном бюджете. Зачем строить огромные терминалы и причалы, вгоняя государство в большие расходы. Для скромных потребностей и маленького терминала хватит. Так сказать семейного типа.

А что ж проблемы экспорта в интересах государства и его общества? Да не получается как-то все. Убогие мы и бедные. И терминалы у нас крохотные и зерновозы неходячие с кривыми колесами, да и тех мало. А теперь еще проблема. Судов нет. А те, что ходят по Каспию все мимо Актау норовят проскочить. Ловим, ловим их на рейде, поймать не можем.

Вот такие дела. Дождемся, наверное, пока оставшиеся пшеничные поля бузиной зарастут.
Алексей АСТАНИН
Информационное Агентство «Казах-Зерно»