Дорогая дорога, или Когда зерно полетит из Казахстана

17 Февраля 2014
…Пожалуй, впервые за всю историю к моменту подведения итогов нашего традиционного опроса можно сказать, что глас народа оказался прав на сто процентов. В чем мы, конечно же, никогда не сомневались. Недаром же ИА «Казах-Зерно» ценят за объективность… Но иронию в сторону! Ведь речь идет о глобальном.

Мы неоднократно в своих опросах затрагивали тему доставки зерна. Это ахиллесова пята отечественного зернотрейда. Чего будут стоить миллионы пудов хлеба, произведенные в глубине материка, лишенные возможности подвозки к рынкам? Вопрос риторический, и стоящие у кормила железнодорожные боссы давно ответили на него. И успешно навязывают свою точку зрения по этому вопросу другим. А она, похоже, звучит так: «зерновики обречены возить свой товар по нашим дорогам, и мы будем лохами, если не воспользуемся этой монополией».

Неоднократно приходится слышать от сторонних людей, читать в комментах: «Чо плакаться! (орфография сохранена) Это бизнес! Не выгодно зерно выращивать - не выращивай…». Как кажется, так говорят люди ни коим образом не связанные с сельским хозяйством. Ведь это не совсем бизнес, и приходят в него, а самое главное - остаются в нем, не прожженные воротилы-финансисты. Нельзя себе представить, чтобы человек, 15 лет работающий на земле, однажды сказал: «Не невыгодно это, пойду на рынок кофточками торговать!». Не встретите вы такого человека. Сюда приходят не случайно и остаются здесь навсегда. И это несомненный плюс.

И вот теперь, видя эту преемственность, видя в ней, прежде всего, безысходность, «железнодорожные феликсы» решили навариться на крестьянах. История началась в сентябре 2013-го, когда зерновой рынок осознал всю тягость последствий перевода инвентарного парка вагонов в приватный. Казтемиртранс, как коммерческая структура, хитростью обойдя антимонопольное законодательство, внедрил завышенные ставки на перевозку зерна.

Зерновой рынок пошатнулся, рынок практически два месяца стоял, но все же стал работать по новым правилам. Это терпение, с которой зерновики проглотили пилюлю от Казтемиртранса, подвигло железнодорожных магнатов на новый шаг: под маркой создания совместного предприятия «Астык Транс», с помощью которого, де, удастся привлечь в Казахстан дополнительный подвижной состав российской принадлежности, ставки на перевоз вновь взвинтили, оставив качество работы на прежнем уровне.

И в этих словах нет никакого перегиба палки. Ведущие зернотрейдерские компании, работающие на рынке по два десятка лет, с большими связями и с огромным запасом терпения возмущены действиями «Астык Транса», некоторые даже объявляют о прекращении деятельности. Да что там! В доверительной беседе автору этих строк люди из администрации «Астык Транса» признались, что на первых порах и сами были очарованы идеей глобального оперирования вагонов, маневрирования парком между двумя государствами с разными сроками вызревания зерновых… Но все это, видимо, оказалось красивой сказкой. Потому что директивы, приходящие в офис «Астык Транса» из Москвы, - одна другой круче.

Когда все это только затевалось, в середине ноября прошлого года корреспондент и аналитик нашего агентства провели интервью с председателем Совета директоров «Астык Транса» Олегом Рогачевым. Ожидалось, что этот материал станет первым кирпичиком в мосте дружбы, который руководство оператора вагонов с помощью журналистов «Казах-Зерно» выстроит между администрацией и грузоотправителями. Но на поверку оказалось, что новому «трансу» нужно было только заявить о себе - все последующие вопросы канули в никуда. Российское начальство совместного предприятия не захотело поддерживать отношения, отвечать на сомнения своих клиентов, критику.

Вероятно, правыми оказались авторы комментариев под этим интервью:

«Да меньше верьте этим рейтингам. Фигня это все. Ерунда никчемная, печатают, чтобы вот было, над чем поохать....
Рогачев типовой «***». - Только и слышно «прижать... отобрать... поделить... распилить...»

«То, что РТК/РАТ отгрузит в СП 3000 единиц своего металлолома, это понятно, очень интересно, какова будет «нахлобучка» на тонну перевозки?»

Вскоре мы узнали цену этой самой нахлобучки. В начале года перевозчики сообщили агробизнесменам, что повышение тарифов произошло на 10%, однако по факту это число куда больше. «Если нам дорога, допустим, до Ташкента стоила 342 тыс. тенге, то сейчас дошла до 450. Тут просто пропадает желание работать. Дорога обходится дороже самого зерна, соответственно с Казахстаном никто не хочет работать. Ни Узбекистан, ни Киргизия - для них это очень дорогой товар», - уточнили тогда в беседе с нашим корреспондентом.

А с появлением первых нелестных откликов о работе «Астык Транса» мы затеяли на сайте опрос. Тема была такая: «С 1 ноября объявило о начале своей работы совместное предприятие «Астык Транс». Лишив начисто рынок перевозки зерна конкуренции, СП обещало ручейки казахстанского зерна превратить в полноводные реки. Как, по-вашему, сбудется ли это обещание?».

Сегодня подводим итоги, и, нужно сказать, они более чем неутешительны для СП. Ведь почти половина опрошенных (42%) проголосовала за такой вариант: «В создании СП есть большой промах антимонопольных служб. Власти снова не реагируют на действия монополистов».

Шутливый вариант ответа «Ничего страшного. Все у них получится!», ради смеха поддержала без малого пятая часть респондентов (18,8%)

На третьем месте с 12.6% голосов вариант: «Перевозка зерна будет дорожать и дальше, при этом обесценивая труд аграриев».

8.8% оставивших свой голос считают, что «Зерно скоро станет золотым из-за все повышающихся тарифов на вагоны».

Приблизительно столько же (8%) думают, что «Совместное предприятие - это всего лишь уловка по выводу парка зерновозов в частные руки».

«Раньше казахстанскому оператору хоть россияне были конкурентом, сейчас они вообще объединились, стали монополией» - так полагают 3.8% участников опроса.

«Слова «Астык Транса» пока не подкреплены словами, проблемы с погрузками есть: дороговизна перевозки, постоянные задержки вагонов» - 3.2% добровольцев.

И только 1.3% отметили как правильный вариант «Верим в то, что «Астык Транс» - полезная логистическая единица, вопросов с перевозкой зерна станет меньше».

Нам остается только привести некоторые из комментариев респондентов, эмоции которых не уместились в формат нашего опроса.

«Схема известна. Зерновозы КТЖ (государственные) + Дочка (полугосударственная) = внучка (частная)! Смешно до грустного, как откровенно воруют деньги налогоплательщиков»

«Нормально. Скромненько, но со вкусом. Я так понимаю, что это и есть та самая «инвестиционная составляющая», про которую так любит рассуждать Мамин, обосновывая «опережающий» рост тарифов для госмонополий»

«Аскар Узакпаевич - а когда поезда летать будут, цены ведь как на самолёт?»

«Не зря же говорил еще Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: «Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас, сверх того, и для воровства». Назрела необходимость ротации кадров в высшем руководстве естественных монополий. Как только гнида сдохнет, начнётся вылавливание и отстрел приближённых. И заграница не поможет. Никому! Бесполезно прятаться, «господа»!»

«Более 1,5 млрд. тенге намерено перевести КТЖ в качестве предоплаты за стирку белья компании, не имеющей своего производства, 75% которой принадлежит Сингапуру и находится в оффшорной зоне, сообщил директор ТОО «Ас-Ай» Аскар Омар…»
Саша Бло
ИА "Казах-Зерно"
kazakhzerno.ans@gmail.com